Совет 1: История создания рассказа Шолохова "Судьба человека"

Рассказ «Судьба человека» впервые был опубликован в газете «Правда» на рубеже 1956-57 годов. Написал рассказ Михаил Александрович Шолохов быстро, буквально за считаные дни. Однако замысел рассказа зрел у него давно, около десяти лет.

Встреча на охоте



Историю создания рассказа «Судьба человека» поведал журналист М.Кокта в очерке «В станице Вешенской». В частности журналист писал, что с прототипом главного героя Михаил Александрович Шолохов повстречался на охоте. Дело было близ хутора Моховский.

Сюда Шолохов приехал поохотиться на диких гусей и казарок. Присев отдохнуть после охоты неподалеку от степной речки Еланки, писатель увидел мужчину и мальчика, идущих к речной переправе. Путники приняли Шолохова за «своего брата-шофера». В завязавшейся непринужденной беседе путник рассказал о своей судьбе.

Рассказ сильно взволновал писателя. Михаил Александрович был так потрясен, что даже забыл спросить фамилию своего случайного знакомого, о чем позже очень жалел. «Обязательно, обязательно напишу об этом рассказ», - повторял Шолохов.

Десять лет спустя, Шолохов читал рассказы Хемингуэя, Ремарка, других зарубежных мастеров пера. Они рисовали человека обреченного, бессильного. Перед глазами писателя вновь встала та незабываемая встреча у речной переправы. Давно зревший замысел получил новый импульс. Семь дней Шолохов почти не отрывался от письменного стола. На восьмой день рассказ был закончен.

Отклики на рассказ



Рассказ «Судьба человека» вышел в газете «Правда», в номерах от 31 декабря 1956 и 1 января 1957 года. Вскоре он был зачитан по Всесоюзному радио. Текст читал популярный киноактер тех лет Сергей Владимирович Лукьянов. Рассказ сразу же нашел отзыв в сердцах слушателей.

По воспоминаниям писателя Ефима Пермитина, гостившего у Шолохова в станице Вешенской, после трансляций по радио рабочий стол Шолохова был буквально завален письмами, шедшими со всех концов страны. Писали ему рабочие и колхозники, врачи и педагоги, советские и зарубежные писатели. Приходили письма от людей, подобно главному герою рассказа, переживших фашистский плен и от семей погибших фронтовиков. Ни сам автор, ни его помощники физически были не в состоянии ответить даже на мизерную часть писем.

Вскоре Юрий Лукин и Федор Шахмагонов написали по мотивам рассказа «Судьба человека» киносценарий, который был опубликован в «Литературной газете» в ноябре 1957 года. Фильм по данному сценарию поставил режиссер Сергей Бондарчук, сыгравший в нем и главную роль. Фильм вышел на киноэкраны в 1959 году. Он собрал многочисленные призы на отечественных и международных фестивалях.

Совет 2: Краткое содержание "Судьба человека" М. Шолохова

Небольшая по объему, но удивительно емкая по содержанию повесть М. Шолохова, рассказывающая о судьбе не только простого русского человека, Андрея Соколова, но и о судьбе всей страны. Ведь герой повести — ровесник века.
Начинается повесть с рассказа автора о случайном знакомстве с немолодым человеком и его маленьким сыном. Им предстояло несколько часов в ожидании, и скоротать время они решили за разговором. Так автор узнал о жизни этого на первый взгляд обычного человека. Но было что-то привлекательное именно в этой неприметности, а главное — в глазах, которые видели очень многое...

Начало жизни Андрея Соколова



Родился Андрей в 1900 году, в Воронежской губернии, в крестьянской семье. Самое обычное детство закончилось с началом глобальных перемен в стране и в мире. Гражданская война, смерть всей семьи в голодный год... Оставаться в опустевшей деревне, без единого родного человека рядом, было невыносимо. В начале двадцатых годов молодой человек переехал в Воронеж, поступил работать на завод.

Довоенная жизнь



Так начался, по-видимому, самый счастливый период в жизни героя. Главная его удача — счастливая женитьба на Ирине, тоже одинокой девушке, круглой сироте, которой довелось повидать много горя. Ирина оказалась не просто любимой женщиной, но и по-настоящему хорошей женой — умной, заботливой и понимающей. Вскоре родились и дети, сын и две дочери.

В 1929 году Андрей решил сменить специальность — выучился и стал шофером. Отцовство, осознание себя главой семьи, ответственность за любимых, гордость за сына, способного юношу, радость за дочек — можно ли было быть счастливей! Но началась война...

Война, плен, крушение жизни



На фронт Андрей был призван в самом начале войны. Прощание с семьей было невыносимо тяжелым, Ирина не могла успокоиться ни на минуту, она была уверена, что больше не увидится с мужем. Не в силах выносить ее слез, Андрей простился с любимой холодней, чем надо было бы... Это оказалось тяжелым бременем на всю оставшуюся жизнь.

На фронте Андрей так же был шофером, подвозил боеприпасы на передний край. Однажды не довез — снаряд упал рядом с машиной, он потерял сознание и попал в плен. Начался ужас неволи, мечты об освобождении из плена, о побеге. Но первая же попытка закончилась неудачей и чуть не стоила Андрею жизни, но не погасила стремления к свободе. Следующая попытка была более обдуманной и увенчалась успехом — герой попал-таки к своим!

И, конечно, первым делом попытался узнать о судьбе родных. Больше двух лет он ничего не знал о жене и детях. Но то, что довелось узнать, не могло не привести в ужас... Его жена и дочери погибли — в их дом попала бомба. В живых остался только сын. Узнав об этом, Андрей ушел на фронт добровольцем, и вся надежда была только на встречу с сыном. Он разыскал Анатолия, они переписывались, уже близка была их встреча... Сына убили 9 мая 1945 года.

Жизнь после войны



Опять одинокий, потерявший все, Андрей Соколов демобилизовался. Ехать в Воронеж, где все напоминало о былом счастье, сил не было, и он поехал в Урюпинск, к фронтовому другу. Устроился на привычную работу шофером, надеясь как-то дожить свою жизнь. И судьба подарила ему еще одну встречу — с маленьким беспризорным сиротой Ваней, ставшим ему сыном. Сердце не может быть одиноким, человек не может не хотеть счастья. А Андрей Соколов, искалеченный войной, обездоленный судьбой, решил сделать счастливым вот этого маленького человека.

Его беды не кончились и на этом. В тот момент, когда происходит встреча автора со своим героем, Андрей, из-за случайности лишившийся работы, идет в Каширы, надеясь устроиться там. Но не только неурядицы гонят Соколова с места на место... Тоска, злая тоска по прошлому не дает обжиться на одном месте. Но есть и надежда — ради мальчика обосноваться, пустить корни, жить не только прошлым, но и ожиданием будущего.

Совет 3: Как написать сочинение по роману "Тихий Дон" Шолохова

В школе произведение «Тихий Дон» обычно изучают в 11 классе в курсе литературы ХХ века. Изучение этой темы обычно заканчивается написанием сочинения, домашнего или в классе. Несколько полезных советов помогут вам успешно справиться с этой работой.
Инструкция
1
Школьное сочинение – это не литературная статья в миниатюре. Цель сочинения – понять, как чувствует школьник произведение, как он умеет мыслить, какие выводы делать, а также насколько хорошо он усвоил теоретический курс литературы и информацию о данном авторе и произведении. Темы для сочинений бывают самыми разными, но, как правило, для сочинения учитель выбирает тему, которую на уроках вы не успели пройти в рамках изучения данного произведения. Поэтому вот несколько правил написания любого сочинения, в том числе и по «Тихому Дону».
2
1) Произведение должно быть прочитано. Правда, школьники часто практикуют написание сочинений по произведениям, о которых лишь слышали урывками на уроках или прочитали в кратком содержании. Мало того, такие сочинения иногда получаются вполне успешными. Однако опытный учитель всегда отличит вдумчивое сочинение от поверхностного, даже если и не укажет на это ученику.
2) Нужно четко следовать теме сочинения. Отступления возможны, но сочинение, написанное на совершенно другую тему вряд ли будет оценено высоко.
3) Не увлекайтесь цитированием. Цитаты нужны для подтверждения текстом ваших суждений, но не стоит составлять из них сочинение.
4) Применяйте теорию, исторические сведения и факты об авторе и произведении.
3
Теперь немного о специфике произведения «Тихий Дон». Это произведение – роман-эпопея, и рассматривается в школе с нескольких основных точек зрения. Во-первых, это тема войны и того, как она влияет на судьбу народа. Во-вторых, тема казачества как совершенно особого сообщества и образа жизни. В-третьих, это судьба отдельно взятого человека, его характер и качества. Если речь идет о войне или о казачестве, то непременно нужно изучить какие-либо материалы на эту тему, чтобы быть подкованным в этих вопросах и суметь правильно построить аргументацию.
4
В сочинении по «Тихому Дону» непременно нужно сказать о неповторимом языке Шолохова. Во многом от него зависит художественное своеобразие романа. В языке много диалектной лексики, просторечий. Много настолько, что современному человеку иногда трудно без словаря понять, о чем идет речь. Таким образом Шолохов пытался погрузить читателя в мир произведения.
5
Помните об основных компонентах композиции сочинения – вступлении, основной части и заключении. Выстройте логическую цепочку рассуждений, все свои мысли подтверждайте текстом.
6
Используйте в сочинении все то, что давал учитель на уроке, перечитайте свои записи. Возможно, это и не слишком правильно, но большинство учителей любит, когда в сочинениях фигурируют те самые положения, которые они диктовали на уроках.
7
Пользоваться готовыми сочинениями по «Тихому Дону» можно, но не стоит выдавать их за свои. Во-первых, можно попасть в неудобную ситуацию, а во-вторых, учителя часто знакомы с текстами готовых сочинений. Лучше использовать их для поиска интересных идей и оборотов.
Полезный совет
При подготовке к сочинению полезно будет посмотреть фильмы Сергея Герасимова или Сергея Бондарчука, снятые по этому произведению.
Источники:
  • Темы для сочинений и сочинения по "Тихому Дону"
Источники:
  • Обстоятельства написания и публикации рассказа Шолохова «Судьба человека»
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500