Инструкция
1
Речь является инструментом мыслительной деятельности, с помощью речи человек наделяет свойствами предметы и явления. В речи фиксируется понятие о них. Слово – материальная оболочка мысли. Мысль всегда возникает в словесной формулировке, степень продуманности мысли отражается и на словесном уровне.
2
Словесная формулировка мысли позволяет сделать понятными свои размышления как для других, так и для себя. Словесная фиксация помогает обратить внимание на те или иные моменты, что способствует более глубокому пониманию. С помощью слова возможно логическое и осознанное мышление. Словесная формулировка не позволяет мысли пропасть, к ней можно вернуться через некоторое время для повторного обдумывания.
3
До овладения речью ребенок находится в доречевой фазе интеллектуального развития. Общение осуществляется мимикой и жестами, интонацией звуков. В возрасте двух лет мышление начинает становиться речевым, а речь – интеллектуальной. Ребенок начинает осваивать символизм речи, начинает использовать слово для общения.
4
Каждое слово является понятием, относящимся к целому классу однотипных предметов. Понятие - форма мышления, в которой отражаются свойства, связи и отношения предметов и явлений. Оно позволяет углублять знания об объекте, открывая для человека больше, чем способны передать его органы чувств.
5
Красноречиво отношения мысли и речи представлены в феномене внутренней речи. Во внутренней речи чаще всего подлежащее убирается, слова могут сливаться в одно. Такое слово вбирает в себя множество смыслов. Слово во внутренней речи может заключать в себе смысл целого высказывания. Для перевода во внешнюю речь будет использоваться развернутое высказывание.
6
Еще одна форма речи – эгоцентрическая, она находится между внешней и внутренней. Эта речь направлена на себя, человек как бы разговаривает сам с собой. Для других она может быть непонятна. Эгоцентрическая речь особенно характерна для детей. У взрослых тоже может встречаться в момент проговаривания решения сложной задачи. Чем сложнее задача, тем активнее пользуется эгоцентрической речью человек.
7
По мере развития ребенка внешняя речь превращается во внутреннюю, это происходит поэтапно. Сначала постепенно сокращается развернутость внешней речи, после внешняя речь становится шепотной. Лишь после этого ребенок приобретает способность к внутренней речи.