Совет 1: Что значит петь акапельно

Выражение «петь акапельно» появилось у музыкантов-любителей сравнительно недавно. Происходит оно от термина «петь а-капелла», то есть исполнять вокальные произведения без инструментального сопровождения. Этот вид пения существует уже много столетий, поскольку первый «инструмент», которым научился владеть человек – это именно голос.

Когда появился термин

Несмотря на то, что пение без музыкального сопровождения появилось на заре истории человечества, сам термин a capella появился в XVII веке. В буквальном переводе он означает «как в капелле», то есть как во время католического богослужения. Изначально термин применялся преимущественно по отношению к хоровому пению, но сейчас им обозначают любое исполнение вокального произведения без аккомпанемента. Петь а-капелла может небольшой вокальный коллектив или солист.

Пение а-капелла в церковной музыке

Акапелльное пение широко применялось во время богослужений в ранней католической и православной церкви. В дальнейшем (примерно в VII веке) католики начали применять орган, а затем и другие музыкальные инструменты. В православной церкви и по сей день хор и солисты поют без аккомпанемента на каком-либо музыкальном инструменте. Полифоническая манера пения а-капелла сформировалась к концу эпохи Средневековья. Духовные произведения для хора писали такие известные композиторы, как Палестрина и Скарлатти, а также Лассо и другие музыканты нидерландской школы. В России пение а-капелла стало основой появления и развития уникального явления - партесного концерта.

Пение а-капелла в светском искусстве

Пение без инструментального сопровождения было популярно не только в храмах, но и в светских салонах. Одним из наиболее известных жанров акапелльного пения стал мадригал. Как в духовной, так и в светской акапелльной музыке на Западе иногда применялся солирующий инструмент. Обычно это были скрипка или генерал-бас. Русские композиторы инструмент не вводили.

Пение без инструмента в народной музыке

Акапелльное пение – обязательная часть европейской народной культуры. Образцы народных песен, которые исполнялись без аккомпанирующего и даже солирующего инструмента, есть практически у всех народов. Такие песни могли быть одноголосными или полифоническими, в зависимости от жанра и традиций.

Акапелльное пение в современной культуре

Этот вид пения достиг в России наибольшего расцвета в начале прошлого века. Для хора без сопровождения писали Рахманинов, Танеев Свиридов, Шебалин и многие другие выдающиеся композиторы. Академическое пение а-капелла звучит в храмах и концертных залах. Обучение пению без сопровождения – обязательная часть учебной программы вокалистов и дирижеров-хоровиков. Научиться этому искусству можно в специализированном учебном заведении, а также в церковном хоре. В последние годы пение без сопровождения стало чрезвычайно популярным у молодежи, поскольку резко возрос интерес к различным народным культурам.

Совет 2: Как научиться петь в хоре

Основы хорового пения большинство получает в школе на уроках музыки. Однако далеко не в каждом учебном заведении есть хороший преподаватель хорового искусства. Кроме того, не всегда желание петь проявляется в детстве или подростковом возрасте. Некоторые начинают ценить хоровое искусство достаточно поздно. Но и у них есть шанс научиться красиво петь и стать участником хора.
Вам понадобится
  • - хоровой кружок;
  • - компьютер с Note Worthy Composer или Guitar Pro:
  • - учебник сольфеджио;
  • - виртуальная фортепианная клавиатура или синтезатор;
  • - плеер с музыкальными записями.
Инструкция
1
Решите, какой репертуар вы бы хотели исполнять. Хоровая музыка может быть как духовной, так и светской. Некоторые коллективы поют и то, и другое, но обязательно отдают предпочтение какому-то одному направлению. От выбора репертуара зависят ваши дальнейшие шаги. Если вам больше по душе духовная музыка — обратитесь в ближайший храм. Во многих приходах есть любительские хоры. Даже если такого коллектива нет в вашей церкви, вам обязательно подскажут, где он есть. И в любом случае именно на богослужениях вы сможете слушать музыку. Если же вас больше интересуют светские произведения, зайдите в соседний Дом культуры.
2
В любом случае к занятиям нужно немного подготовиться. Если вы никогда не изучали ноты — начните именно с них. Современные технические возможности это позволяют. Скачайте, например, Note Worthy Composer или Guitar Instructor. Они дают представление не только о том, где пишется та или иная нота, но и какому звуку она соответствует. Очень хорошо, если у вас есть фортепиано или синтезатор.
3
Изучать нотную грамоту начните с длительностей. Запомните, как пишутся целая нота, половинка, четверть и остальные. Прочитайте, какие существуют размеры и что означает каждая цифра, написанная в начале нотной строки. Возьмите учебник сольфеджио и простучите или прохлопайте несколько упражнений.
4
Выучите расположение нот на нотном стане в скрипичном ключе. Если у вас низкий голос, освойте и басовый ключ — не исключено, что ваши партии пишутся именно в нем. Научитесь соотносить каждую ноту с определенным звуком. Указанные программы дадут вам представление и тональностях. Знание основных гармонических построений значительно ускорит обучение и пению в хоре. Изучать нотную грамоту можно и параллельно с занятиями пением. В некоторых хоровых коллективах обучают и сольфеджио. Если вы хотите петь в православном хоре, научитесь читать на церковнославянском языке. Изучите гласы — лады православного церковного пения.
5
Старайтесь побольше петь для себя. Подберите записи хорошо знакомых песен и подпевайте исполнителям. Внимательно слушайте мелодию, вступайте в нужном месте и заканчивайте пение одновременно с певцом. Это поможет вам быстрее научиться соотносить свой голос с голосами других участников хора.
Полезный совет
Попросите разрешения присутствовать на репетициях церковного хора. Потихоньку подпевайте участникам.
Источники:
  • Пособие по церковнославянскому языку

Совет 3: Что такое а капелла

Пение без музыкального сопровождения необычайно красиво. Сами голоса – это уже музыка. Чтобы это понять, нужно просто вслушаться. Не важен даже текст песни, только музыка, которую рождают человеческие голоса. Такое исполнение называют а капелла.
Инструкция
1
Термин «а капелла» появился в XVII веке. Пение в те времена было тесно связано лишь с религиозными традициями, поэтому а капелла берет свое начало с традиции церковных богослужений, что проходили в Сикстинской капелле.
2
Сегодня помимо широкого распространения в церковной музыке этот вид пения используют в народном творчестве. Достаточно вспомнить обрядовые стихи-песни: без музыки льются на все лады.
3
Есть и светское исполнение а капелла. Как раз-таки именно светский вид такого пения прошел наиболее интересный путь своего развития. К концу средних веков настоящими профессионалами пения а капелла в хоре считались мастера из Нидерландов. Римскую школу светского пения прославляли в те времена Палестрина, Скарлатти, Беневоли.
4
Любопытно, что в XVII – XVIII веках допускалось фоновое музыкальное сопровождение при такого рода исполнении. Это мог быть один музыкальный инструмент. Роль аккомпаниатора также могла отводиться генерал-басу, но такое отклонение от правила не прижилось надолго, и вскоре перешли к традиционной форме: только голос и ничего более.
5
Современное церковное хоровое искусство придерживается установленных несколько веков назад традиций. На богослужениях песнопения исполняются только а капелла. Хотя надо отметить, что в начале XIX века была предпринята неудачная попытка внедрить музыкальные инструменты в церковные пения композитором Александром Гречаниным. Однако ни церковные, ни светские власти такое решение не поддержали. А вот в церквях востока, наоборот, допускается музыкальное сопровождение сугубо на народных инструментах (африканских и азиатских).
6
А капельное пение широко распространено повсеместно в современном вокальном искусстве. Кто считает, что а капелла можно услышать только в церквях, глубоко заблуждается. Новомодные популярные музыкальные направления: рок, поп, джаз - имеют богатый опыт исполнения композиций без музыкального сопровождения.
7
Еще одно широко распространенное глубокое заблуждение: а капелла – это хоровой вид пения. Здесь, как и в вокальном искусстве вообще, количественный диапазон исполнителей очень широк: соло, дуэт, трио, группа, ну и, конечно же, хор.
8
Мировая традиция исполнения а капелла идет в ногу с современными веяниями научно-технического прогресса. Современная практика сблизила этот достаточно древний вид исполнения с ныне популярными танцами и световыми шоу. В современном а капельном представлении пение всего-навсего небольшая, но значимая часть в масштабном многоплановом шоу.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше