Совет 1: Как научиться церковному пению

Красивое церковное пение вряд ли кого-то оставляет равнодушным. Кажется, что ты находишься не на земле, а где-то в другом благодатном мире. Многие прихожане, даже не имеющие музыкального образования, хотят присоединить свои голоса к стройному звучанию церковного хора. Как малыши учатся говорить, слушая мамину речь, так и петь на клиросе можно научиться, слушая пение церковного хора.
Как научиться церковному пению
Вам понадобится
  • - Литература на церковно-славянском языке (молитвослов, Новый завет, Псалтирь);
  • - ноты тех песнопений, которые исполняет ваш церковный хор;
  • - музыкальный инструмент;
  • - диктофон;
  • - компьютер.
Инструкция
1
Научитесь беглому чтению на церковно-славянском языке. Для этого ежедневно читайте дома молитвослов и другие книги на церковно-славянском языке, практикуясь в проговаривании и понимании его.

Вам придется не только исполнять музыкальные произведения по нотам, но и петь на клиросе тексты тропарей, стихир и т.п. на гласы по богослужебным книгам. Такие книги как Минея, Октоих, Часослов изданы именно на языке общения с Богом – церковно-славянском.
2
Для правильного пения в церковном хоре – его еще называют клирос - изучите нотную грамоту и сольфеджио. Если со школьных уроков пения мало что осталось в памяти, запишитесь на курсы или кружок церковного пения для взрослых.
Там помогут развить связь между вашим голосом и слухом. О том, в каких храмах существуют такие кружки, поинтересуйтесь у своего приходского священника или в епархии.
3
Если у вас нулевая музыкальная подготовка, а желание научиться церковному пению очень велико, не огорчайтесь. При отсутствии курсов и кружков обращайтесь к регенту любительского хора. Прослушав вас, он, возможно, разрешит петь на клиросе. Первое время вы будете только петь ектеньи «Господи помилуй». Пойте тихо и слушайте звучание всего хора.
(В Санкт-Петербурге любительские хоры есть в соборе князя Владимира (см. http://www.vladimirskysobor.ru/klir/ljubitelskij-hor), в Казанском соборе, в храме святой Анастасии Узорешительницы, в Чесменской церкви, в храме Серафима Саровского. Мужчинам можно порекомендовать любительский хор при Александро-Невской лавре).
Не пытайтесь самостоятельно изучить осмогласие, так как в каждом храме напевы немного отличаются. Лучше сразу разучите напев того храма, в котором собираетесь нести клиросное послушание.
4
Чтобы научиться церковному пению, в хоре встаньте рядом с более опытным певчим. Лучше, чтобы он пел вам в ухо. Внимательно следите за тем, как он поет, повторяйте за ним свою партию, чтобы выучить ее.
Это поможет вам разобраться в основных ходах своей партии, понять ее логику. А в дальнейшем позволит петь более уверенно, осознанно. При работе с хором оттачивайте точность попадания в свою ноту, направление звука, произношение, дыхание, громкость.
5
Самостоятельно проводите музыкальные занятия дома. Попросите у регента ноты и разучивайте церковные песнопения с помощью музыкального инструмента. Пойте песнопения в сопровождении инструмента, вместо слогов называя ноты. Следите за длительностью нот. В процессе обучения можно играть, например, на синтезаторе одну партию (сопрано), а петь другую (например, альта).
6
Если инструмента нет, используйте другие блага цивилизации. Запишите свою партию или общее звучание хора на диктофон. Дома прослушайте, несколько раз пропойте, исправляя возникающие ошибки.
Воспользуйтесь программой обучения нотам, скаченной с интернета. Потом переходите к чтению с листа.
7
Попросите опытного преподавателя индивидуально позаниматься с вами. Он подметит все ваши огрехи, подскажет, в каком направлении вам предстоит работать.
8
Добивайтесь ангелоподобного пения – светлого, величественного, умиротворяющего. Помните, что церковное пение не должно звучать как оперное. И в то же время оно не должно быть залихватски народным.
Не увлекайтесь красивой гармонией, музыкальными эффектами или сложностью исполнения, помните, что слова первичны, а музыка – вторична. Не занимайтесь самолюбованием.
Приложив старание и труд, вы через год будете сносно петь на клиросе, славя Бога со всеми клирошанами.
Бог вам в помощь!
Источники:
  • Поиск знаний как способ запеть в церкви

Совет 2: Как петь в церковном хоре

Вряд ли красивое церковное пение оставляет кого-то равнодушным. Создается ощущение, что ты находишься в каком-то другом благодатном мире, а не на земле. Многие прихожане, даже те, у которых нет музыкального образования, мечтают присоединить к стройному звучанию церковного хорового пения и свои голоса.

Как петь в церковном хоре
Вам понадобится
  • - литература, написанная на церковно-славянском языке (Псалтирь, Новый завет, молитвослов)
  • - ноты песнопений, которые исполняются вашим церковным хором
  • - музыкальный инструмент
  • - компьютер
  • - диктофон
Инструкция
1
Научитесь бегло читать на церковно-славянском языке: дома каждый день читайте молитвослов, а также другие книги, написанные на этом языке, чтобы практиковаться в понимании и проговаривании слов.
2
Чтобы правильно петь в церковном хоре, изучите сольфеджио и нотную грамоту. Запишитесь в кружок или на курсы церковного пения, если от уроков пения в школе в памяти мало что осталось. Там вам помогут в развитии связи между слухом и голосом.
3
Поинтересуйтесь в епархии или у приходского священника, в каких храмах есть такие кружки. Если их нет, обратитесь к регенту любительского хора, возможно, прослушав вас, он позволит петь на клиросе. Учтите, что на первых порах вы будете петь лишь ектеньи «Господи помилуй». Старайтесь петь тихо и слушать звучание всего хора.
4
Не пытайтесь изучить осмогласие самостоятельно, ведь в каждом храме их напевы немного отличаются. Желательно сразу разучивать напев того храма, где вы намерены нести клиросное послушание.
5
Встаньте в хоре рядом с самым опытным певчим и внимательно следите, как он поет, чтобы выучить свою партию, повторяйте ее за ним. Желательно, чтобы тот пел прямо вам в ухо. Это поможет лучше разобраться с основными ходами своей партии и понять ее логику. В будущем вы сможете петь более осознанно и уверенно. Оттачивайте точность попадания в ноты при работе с хором, произношение, направление звука, громкость, а также дыхание.
6
Занимайтесь музыкой дома самостоятельно. Возьмите у регента ноты и при помощи музыкального инструмента разучивайте церковные песнопения. Пойте их в сопровождении инструмента, называя ноты вместо слогов. Следите за продолжительностью нот. При обучении можно играть одну партию (сопрано) на синтезаторе, а другую (к примеру, альта) петь.
7
Если нет инструмента, воспользуйтесь другими благами цивилизации. Запишите на диктофон свою партию либо общее звучание хора. Дома прослушайте и несколько раз пропойте, при необходимости исправляя возникающие ошибки. Скачайте в интернете программу обучения нотам и воспользуйтесь ею. Затем можете переходить к чтению с листа.
8
Обратитесь к опытному преподавателю с просьбой об индивидуальных занятиях. Он заметит все огрехи и подскажет, в каком направлении еще нужно поработать.

Совет 3: Основные церковные песнопения праздничной вечерни

В православных храмах богослужение праздничной вечерни несколько отличается от службы вечерни вседневной (будничной). Прежде всего, это проявляется в некоторых специальных праздничных песнопениях, исполняемых хором.
Основные церковные песнопения праздничной вечерни

Праздничная вечерня на богослужении всенощного бдения начинается пением 103-го псалма. Это песнопение повествует об акте сотворения Богом мира. В 103-м псалме прославялется величие Бога, Господь называется благословенным. Само песнопение начинается призывом к человеческой душе на благословение Творца. В это время священник совершает каждение храма.

Среди особых торжественных песнопений праздничной вечерни выделяют «Блажен муж». Это несколько кратких стихов из первой кафисмы, которые говорят о том, что блажен человек, который не занимается нечистивыми делами и не учавствует в неправедных собраниях.

Еще одним песнопением праздничной вечерни является молитвенное обращение к Богу, которое кратко называется «Сподоби Господи». В нем верующий просит, чтобы Господь сподобил человека прожить вечер без греха. Также в этом песнопении воздается хвала, слава и честь всем трем Лицам святой Троицы.

В конце вечерни хор исполняет христианский гимн «Ныне отпущаеши». Это молитва праведного старца Симеона, которая написана в евангелии. Старцу было предречено, что он не умрет, пока не увидит рожденного младенца Христа. Когда Божия Матерь принесла младенца Иисуса на сороковой день в храм для посвящения последнего Богу, старец Симеон принял младенца в свои руки и произнес слова молитвы о том,что теперь Владыка (Бог) отпускает своего раба с миром из этой земной жизни.

В конце праздничной вечерни исполняются особые торжественные тропари, посвященные празднику. Также хор может петь молитву Пресвятой Богородице «Богородице Дево, радуйся». В молитве используются слова архангела Гавриила, сказанные Деве Марии в день благовещения.

Заключительным праздничным песнопением вечерни является 33-ий псалом. Вернее, его первая часть, в которой верующий человек вновь воздает славу Богу за прожитый день.

Видео по теме

Совет 4: Богослужебные книги: что такое Октоих

Все православные богослужебные книги можно разделить на священнобогослужебные (Евангелие и Апостол) и церковнобогослужебные. Наиболее употребляемой книгой из второй группы является Октоих.
Богослужебные книги: что такое Октоих

Современное православное богослужение суточного круга невозможно представить себе без использования Октоиха – книги, в которой публикуются молитвословия главных седмичных и суточных служб восьми гласов (напевов). Благодаря такому содержанию Октоих иначе именуется Осмогласником.

Октоих выпускается в двух частях: в первом томе собраны богослужебные тексты из последований вечерни, повечерья, полунощницы, утрени и литургии с первого по четвертый глас включительно; второй том подразумевает наличие этих же богослужений гласов с пятого по восьмой.

Октоих используется в богослужении ежедневно большую часть года. Исключения составляют периоды великих праздников, например, пасхальные торжества. Наибольшее применение этой книги относится к богослужениям вечерни и утрени, которые отправляются во всех православных храмах. Именно в Октоихе располагаются стихиры, седальны и каноны, пропеваемые или вычитываемые за богослужением.

Литургисты относят составление Октоиха к VII столетию. Известно, что позднее эта книга редактировалась и дополнялась великими святыми христианской Церкви. Стоит особо отметить преподобного Иоанна Дамаскина, который внес наибольший вклад в становление Октоиха незаменимой книгой для богослужения (VIII век).

В каждой части Октоиха имеются приложения, в которых опубликованы важные молитвословия отдельных богослужений. Например, седмичные светильны (по дням недели), 12 евангельских стихир воскресной утрени, а также такое же количество воскресных ексапостилариев и богородичнов.

В настоящее время можно найти в дополнение к двум томам нотный Октоих. В нем положены на ноты основные песнопения восьми гласов, используемых в церковном обиходе. 

Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500