Совет 1: Зачем нужны колючки кактусам

Любое из растений, растущих в жарких и сухих местах, имеют шипы вместо листьев. В результате тысяч лет эволюции кактусы также приобрели колючки. Они выполняют не только защитную роль, но и дают растению возможность опыляться.

Различия между листьями и колючками

Многочисленные растения имеют колючки, но в кактусах шипы собраны в пучки. Биологи сделали вывод, что колючки являются аналогом листьев или чешуек почек. Однако такие изменения довольно существенные. В зрелых колючках не содержатся те же типы клеток или тканей, которые характерны для листьев деревьев. Шипы состоят только из сердцевидных волокон, окруженных эпидермисом. У них нет ни устьиц, ни замыкающих клеток.

Медоносные железы

У нескольких видов кактусов шипы в каждом пазушном зародыше развиваются как железы секреции. Они известны под названием «медоносные железы». Эти образования выделяют раствор сахара, который привлекает муравьев. Шипы в таких местах состоят из свободно расположенных клеток паренхимы, которые выделяются в межклеточное пространство. Накопленный нектар выталкивается вверх через маленькие отверстия в эпидермисе. Колючки этого типа короткие и широкие. Они состоят из тонкостенных волокон. Запах также помогает привлечь и летающих насекомых, которые опыляют кактусы.

Защитные шипы

Многие кактусы защищены от жаркого солнечного света плотным покровом из шипов. Удивительным является тот факт, что больше половины всех видов кактусов приспособлены к обитанию в темных лесах или прохладных и влажных высокогорьях. Такие растения будут быстро высушены воздействием солнечного света в пустыне.

Внешний вид кактусов, обитающих в прохладных или тенистых местах, часто очень отличается от остальных. Они имеют либо всего несколько длинных шипов или множество очень коротких. Растения, произрастающие в солнечных и жарких пустынях, должны быть полностью покрыты шипами. Уколы от таких колючек очень сильные и болезненные. У многих видов кактусов шипы настолько мягкие, что животные могут употреблять их в пищу без особых проблем.

Преимущество покрова из шипов состоит в блокировке солнечного света, предотвращении перегрева растения, уменьшению испарения хлорофилла и защите от повреждений. Например, у Mammillaria Plumosa клетки эпидермиса растут наружу как длинные трихомы, придавая растению необычный внешний вид. У других видов, шипы плоские, тонкие и длинные. С одной стороны, это делает их слишком гибким и лишает растение защиты. С другой стороны, они достаточно широкие и дают растению тень. Такие колючки помогают кактусу скрываться среди травы, в которой он растет.

Совет 2: Зачем ставить кактусы перед монитором

Существует поверье, что монитор компьютера испускает радиоактивное излучение. Многие пользователи спасаются от него при помощи комнатных кактусов, которые якобы это излучение поглощают.
Пользователи компьютеров разделились на два лагеря. Одни считают, что неприхотливая колючка способна оградить их от вредоносного излучения, а другие скептически настроены и не признают никакой «зеленой» помощи. Первые окружают свои компьютеры плотным кольцом кактусов и размещают их прямо на монитор. Есть и те, кто на всякий случай, ставят рядом с монитором одинокую маленькую колючку в надежде, что и она соберет на себя вредные лучи.

Что излучает монитор компьютера

Монитор компьютера действительно испускает определенное излучение - электромагнитное. Оно не идет на пользу человеку, так как переменное электромагнитное поле вызывает колебания ионов в человеческом организме, что приводит к нарушению обмена веществ.

Электромагнитное излучение актуально для всех старых типов ЭЛТ-мониторов (на основе электронно-лучевой трубки). Наиболее опасна в этом плане их задняя часть, меньше излучения исходит по бокам и еще меньше - спереди монитора. Если рабочее место человека находится под перекрестным «огнем» задних частей нескольких мониторов, тогда стоит задуматься о перестановке и направить «хвосты» мониторов в стену. Однако еще лучше – найти возможность заменить ЭЛТ-мониторы на ЖК (жидкокристаллические) экраны или плазменные панели.

Современные экранированные мониторы, изготовленные по новым технологиям, практически безвредны для здоровья, так как почти не испускают электромагнитные волны. Имейте в виду, что чем безопаснее монитор компьютера, тем дороже его стоимость.

Поможет ли кактус

Кактус действительно способен помочь. Однако он выступает не в роли надежной защиты от электромагнитного воздействия, а как ионизатор воздуха. Хотя для самого кактуса соседство с ЭЛТ-монитором скажется самым наилучшим образом. Замечено, что колючие растения лучше растут, находясь в поле электромагнитных волн.

Электронно-лучевая пушка направляет поток электронов конусом с углом в 90 градусов. Поэтому кактус лучше будет себя чувствовать сбоку и чуть спереди, то есть на линии, идущей от середины задней части ЭЛТ-монитора через правый или левый край лицевой стороны. Именно здесь кактус получит максимум излучения и будет лучше расти.

Так как ребра кактуса напоминают уголковый отражатель электромагнитных волн, то именно на эту особенность и обратили внимание английские внимательные ученые. Обыватели восприняли сообщение слишком буквально, откуда и разнеслось по миру поверье, что домашний кактус – идеальное средство спасения от вредных волн.

Совет 3: Маммиллярия плюмоза: как из перьев растут цветы

Маммиллярия перистая, или плюмоза (Mammillaria plumose), произрастает в Мексике на скальных породах. Большинство любителей кактусов считают этот вид маммиллярии самым роскошным. Раньше встретить ее в частных коллекциях было практически невозможно, сегодня плюмоза свободно продается в магазинах с простыми видами кактусов.

Шаровидные стебли маммиллярии диаметром от 5 до 7 см покрыты плотной порослью нежных колючек. Если смотреть на них сквозь увеличительное стекло, можно заметить, что по своему строению они напоминают перья птиц. Взрослея, плюмоза покрывается «дочками», образуя белоснежные подушечки диаметром до 20 см. Цветки у растения некрупные, диаметром и длиной 1,5 см. Окраска их белая или нежно-розовая.

У впервые увидевшего плюмозу возникает вопрос: как бутонам удается пробиться сквозь плотную пелену «перьев». Дело в том, что когда растение зацветает, конусы бутонов аккуратно раздвигают отдельные «перышки», появляясь из гущи колючек. Несколько дней цветочки возвышаются над плотным покровом. Тогда создается впечатление, будто они просто приклеены к растению сверху. После цветения лепестки сворачиваются внутрь цветков и задвигаются назад под перьевой покров, не искривив и не потревожив ни одной пластинки нежнейших колючек.

В домашних условиях за плюмозой необходимо тщательно ухаживать. Держать ее лучше всего в солнечном месте, если возможно – на южном подоконнике. Почва для растения не должна содержать органических компонентов и быть довольно рыхлой. Оптимальный вариант – земля из кротовой кучки с песком, взятых в равных количествах. Можно добавить в почву разрыхляющие компоненты, например, древесный уголь. Земляную смесь перед посадкой необходимо пропарить в течение 30 минут на водяной бане. Посуда для посадки должна быть неглубокой и соответствующей размеру корневой системы. Сразу после пересадки или посадки плюмозу нужно выдержать в сухом режиме не менее недели, т.е. не поливать в течение этого периода, как и прочие кактусы.

Размножают растение «детками» или семенами, которые следует отделять от материнского осторожно - когда «детка» держится за основание очень крепко, лучше дать ей подрасти и не рисковать.

Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше