Так почему же стучат железнодорожные колеса? Наверное, каждый задавал себе этот вопрос. Как могут круглые и ровные колеса стучать на абсолютно ровном рельсовом полотне? Ответ кроется в самом строении железнодорожных рельс.Железнодорожное полотно никогда не было идеально ровным. Современная техника пока не в состоянии изготовить и правильно уложить многокилометровый рельс, да еще и учитывая все повороты и места перевода стрелок. Железнодорожная дорога – это множество отдельных сегментов рельс, уложенных встык. И причина здесь не только в сложности изготовления и доставки цельного рельса нужной длины. Как известно, тела при нагревании расширяются. Это происходит и с железнодорожными рельсами независимо от того, пассажирский или товарный поезд по ним проедет, трамвай, электричка или поезд метро. Стук позволяет металлу свободно расширяться в длину. Именно на этих стыках, ввиду создавшейся искусственной неровности, и образуется стук. Следуя логике, можно предположить, что летом колеса стучат меньше. Однако даже малейшего промежутка между рельсами достаточно, чтобы был слышен звук.Второй причиной, по которой могут стучать колеса – появление ползуна из-за юза у колесной пары. То есть, колесо по какой-то причине просто заблокировалось. Однако на современном железнодорожном транспорте устанавливается специальная электронная система контроля и полностью исключает данное явление.Стоит особо отметить, что сейчас все чаще применяется специальная система укладки рельс без стыков. Эта технология заметно снижает потери энергии и износ колесных пар поезда и рельсов. Кроме того, сокращается количество дефектов, которые появляются в материале рельса в местах стыков при ударе колеса. Чаще всего данное новшество применяется на трамвайных путях и в метро.