Совет 1: Как проявляется резус конфликт

Резус-конфликт - иммунологическая несовместимость крови по резус-фактору резус-отрицательной матери и резус-положительного плода. Это состояние характеризуется сенсибилизацией (повышенной чувствительностью к чужеродным веществам) организма женщины. Резус-конфликт приводит к внутриутробной гибели плода, невынашиванию беременности, мертворождению и гемолитической болезни у новорожденного.

Причины резус-конфликта

Резус-фактор (Rh) крови – это липопротеид (D-агглютиноген), находящийся на поверхности эритроцитов. Он имеется в крови у 85% всех людей, они относятся к резус-положительной группе - Rh (+). Около 15% людей, не имеющих резус-фактора, входят в резус-отрицательную группу - Rh (-). Резус-конфликт может появляться у женщин, имеющих отрицательный резус крови, во время вынашивания плода или при родах, если ребенок унаследовал положительный резус от отца. Он развивается в результате проникновения эритроцитов плода в кровоток матери через плаценту.

Появление резус-конфликта во многом зависит от исхода 1-ой беременности у резус-отрицательной женщины. Это состояние может развиться во время первого вынашивания, если женщине переливали кровь, не учитывая резус-совместимость. Развитию резус-конфликта также способствуют прерывания предшествующей беременности: выкидыши и аборты. Поступление крови ребенка в кровоток матери часто происходит во время родов, делая организм женщины восприимчивым к Rh-антигену, при этом создается риск появления резус-конфликта в следующей беременности. Вероятность его развития повышается при родах путем кесарева сечения.

Спровоцировать резус-конфликт могут кровотечения во время беременности или родов из-за отслойки, повреждений плаценты. Rh-сенсибилизация организма матери возможна после проведения инвазивных процедур в целях пренатальной диагностики (хориона, биопсии, амниоцентеза, кордоцентеза). У беременной с Rh (-) активация образования антирезусных антител может появиться при гестозе, диабете, гриппе, ОРВИ.

Проявления резус-конфликта

Резус-конфликт не проявляется специфическими симптомами, он обнаруживается по результатам анализа крови: в ней выявляют антитела к Rh-фактору. Изредка он может сопровождаться функциональными расстройствами, сходными с гестозом. Резус-конфликт проявляется появлением у плода гемолитической болезни, которая может привести к его внутриутробной гибели, мертворождению, выкидышу, преждевременным родам, рождению ребенка с желтушной, анемической, отечной формой этого заболевания.

Общими проявлениями у плода резус-конфликта являются: образование незрелых эритроцитов в крови, анемия, гипоксическое поражение органов. Тяжесть симптомов определяется количеством в крови женщины антирезусных антител и степенью зрелости ребенка. Очень тяжело при резус-конфликте протекает отечная форма гемолитической болезни плода, она сопровождается увеличением размеров внутренних органов, появлением отеков, резко выраженной анемией, утолщением плаценты и повышением объема околоплодных вод.

Резус-конфликт может сопровождаться водянкой плода, отечным синдромом новорожденного, увеличением массы ребенка почти в 2 р, что приводит к его гибели. Анемичная форма болезни сопровождается небольшой степенью развития патологий, желтушная форма выражается увеличением печени, сердца, селезенки и лимфоузлов, желтушной окраской кожи. Билирубиновая интоксикация вызывает поражение ЦНС, она проявляется вялостью новорожденного, сниженными рефлексами, судорогами, рвотой, плохим аппетитом, это приводит к отставанию его умственного и психического развития.

Совет 2: Резус-конфликт при беременности: возможные последствия

Резус – общее название группы белков, которые могут присутствовать или отсутствовать в оболочке человеческих эритроцитов – красных кровяных телец. С точки зрения совместимости крови особенно важен один из этих белков – D. В зависимости от его наличия или отсутствия кровь может быть резус-положительной или резус-отрицательной, эта система называется резус-фактором.
Резус-фактор определяется двумя типами генов: Rh (положительный резус-фактор) и rh (отрицательный). Ген Rh является доминантным, а rh – рецессивным, поэтому резус-отрицательной кровью обладает меньшее количество людей, чем резус-положительной.

У резус-отрицательных родителей всегда рождаются резус-отрицательыне дети, но если у резус-положительных родителей присутствует рецессивный ген, возможно рождение резус-отрицательного ребенка. В этом случае ничего страшного во время беременности не произойдет. Опасная ситуация возникает, если у матери резус-фактор отрицательный, а у плода – положительный, тогда говорят о резус-конфликте.

Сущность резус-конфликта

В пространстве между плаценты и стенкой матки эритроциты плода, содержащие резус, вступают в контакт с кровью матери. Для материнского организма резус – это антиген, чужеродный белок. Иммунная система начинает защищаться от него, вырабатывая антитела – иммуноглобулины двух типов: IgM и IgG. Антитела первого типа вырабатываются при первой беременности, сопровождающейся резус-конфликтом, второго типа – при всех последующих. Впрочем, первая активация может произойти и без беременности – например, в результате неправильного переливания крови.

Антитела IgM слишком велики, чтобы проникнуть через плаценту, поэтому первая резус-конфликтная беременность в большинстве случаев протекает благополучно. Проблемы начинаются при следующей беременности: антитела IgG меньше по размеру, они свободно проникают через плаценту в организм плода и разрушают его эритроциты. Результатом становится выкидиш, внутриутробная гибель плода или рождение ребенка с гемолитической болезнью новорожденных.

Гемолитическая болезнь новорожденных

Гемолитическая болезнь новорожденных – результат резус-конфлита – может проявиться в одной из трех форм. Самая тяжелая форма – отечная. В большинстве случаев такие дети рождаются мертвыми, а выжившие умирают в первые часы жизни. Вторая по тяжести и наиболее распространенная форма – желтушная. Самая легкая форма – анемическая.

Лечение гемолитической болезни новорожденных заключается в медленном заменном переливании крови, благодаря которому из организма удаляются антитела и продукты распада эритроцитов. В тяжелых случаях переливание крови делают уже плоду в утробе матери, но это очень рискованная операция.

Во избежание резус-конфликта, беременным женщинам с резус-отрицательной кровью делают инъекции иммуноглобулина, чтобы предотвратить возникновение антител.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше