Подшипники скольжения



Очень многие машины имеют в своей конструкции вращающиеся части. Это могут быть различные рычаги, колеса и барабаны. Некоторые из них прочно закреплены на валу и вращаются вместе с ним, передавая движение другим деталям механизма. Другие свободно вращаются на своих осях.

Между вращающимися деталями возникает трение, которое препятствует свободному вращению частей механизма. Трение может играть положительную роль, например, именно благодаря трению возможна работа тормоза. Но необходимо учитывать, что трение может приводить и к отрицательным последствиям.


При трении металл нагревается, происходит износ деталей, что часто приводит к возникновению поломок. Чтобы этого избежать, сухое трение заменяют трением качения или жидкостным трением скольжения. Подшипники являются специальными опорами, использование которых позволяет убрать сухое трение.

Все подшипники разделяют на две большие группы: подшипники скольжения и подшипники качения. Конструкция подшипников скольжения состоит из разъемного корпуса и вкладышей или из корпуса с отверстием и запрессованной в него втулки. Детали, подверженные трению, всегда выпускают из разных материалов. Например, вкладыши делают из бронзы, а валы – из черных металлов. Такой прием позволяет значительно уменьшить трение.

Кроме того, на внутренней поверхности вкладышей прокладываются специальные бороздки. По ним растекается смазка, которая при вращении вала образует масляную пленку, приподнимающую вал. Он уже не касается поверхностей вкладышей, происходит замена сухого трения жидкостным.

Подшипники качения



Главная функция подшипников качения – преодоление трения. Ролики или стальные шарики, установленные в подшипниках, катятся по поставленным между вращающимся валом и неподвижной опорой канавкам колец. Это позволяет эффективно преодолевать трение.

Чтобы правильно выбрать подшипники, необходимо учитывать, на какой узел машины они будут установлены. При трогании с места необходимо использовать подшипники качения. А вот подшипники скольжения в этом случае устанавливать не рекомендуется – они плохо работают при трогании с места.

В обычных электродвигателях устанавливают шариковые подшипники; в автомобиле полуоси передних колес опираются на шариковые подшипники, коленчатый вал - на подшипники скольжения.

На механизмы, которые испытывают мощные нагрузки, устанавливают игольчатые подшипники. Такой подшипник начинает работать как роликовый, а при увеличении скорости вала иглы перестают катиться. Они образуют вместе с маслом внутренне кольцо, которое скользит между кольцами подшипника. Игольчатый подшипник объединил в себе все достоинства подшипников качения и подшипников скольжения.