Массовая автомобилизация


До 1970 года массового автомобиля, удовлетворяющего невзыскательный вкус и, главное, не чрезмерно объемный кошелек простых граждан государства развитого социализма в СССР не было. Массовая автомобилизация началась именно тогда, когда с конвейера Волжского автозавода сошел первый ВАЗ-2101. Завод был построен специально для выпуска народного автомобиля и функцию свою полностью выполнил.

Четырьмя годами ранее на европейском рынке появился первый Фиат-124, который уже через год стал в Европе автомобилем года. Не долго думая, руководство СССР выкупило лицензию и все конвейерное производство полюбившегося европейцам Фиата и приступило к выпуску «копейки». Правда модель была доработана, с учетом местных условий эксплуатации. Усилили кузов, усовершенствовали двигатель, изменили трансмиссию и ходовую часть. Но конструкция Фиат вовсе не была передовой, даже на момент выпуска. Выбран Фиат был в целях укрепления дружбы с итальянскими коммунистами и желанием СССР увеличить свое влияние в этой стране.


Для студентов, пенсионеров и всего советского народа


Качество сборки первых автомобилей ВАЗ-2101 было довольно высоким. Оборудование новое, инженерный состав стажировался в Италии. Внешний вид тоже получился симпатичным. «Копейка» очень быстро завоевала популярность и стала достижимой народной мечтой. Через пять лет автомобиль стал самым массовым в СССР. Тем более, что конкуренции ему не было и сравнить его было не с чем.

Но не только советские граждане полюбили «копейку». Под маркой «Лада» она активно продавалась за рубежом, из-за неприлично низкой цены получив статус машины «для студентов и пенсионеров».

Семейство «копеек» (вместе с вариантами ВАЗ-21011 и ВАЗ-21013, отличающимися модернизированным кузовом и моторами 1,3 и 1,2 литра) выпускалось до 1988 года. Выпуск классической первой «копейки» прекратился в 1984 году. Всего за 18 лет было выпущено 4,8 миллионов «копеечных» машин. Это абсолютный рекорд среди всех моделей и модификаций Жигулей.

7 июня 2004 года в Москве на Вологодском проспекте был открыт памятник «копейке». Его презентовала в полный рост в дар россиянам и их потомкам компания «Лада Фаворит». «Копейка» гордо стоит на мраморном пьедестале, а у подножия памятника периодически появляются принесенные народом в память о любимом и верном автомобиле, живые цветы.