Совет 1: Как принимали в пионеры

Красные галстуки на груди, «Зарница», первые субботники, макулатура и металлолом — это знаменитые атрибуты существовавшего все годы «жизни» СССР пионерского движения. В отличие от октябрят, в пионеры, особенно до начала 80-х годов, принимали далеко не каждого школьника в возрасте от 10 до 14 лет. Но если уж принимали, действительно торжественно, чтобы этот день мог запомниться «юному ленинцу» на всю жизнь.

Галстук цвета знамени

Вступить в ряды пионеров, причем добровольно, в СССР имел возможность любой школьник, переставший по возрасту быть октябренком и не достигший 14 лет. Но существовали зачастую, правда, формально, и некоторые ограничения. Связаны они были, прежде всего, с успеваемостью и поведением ученика. Во всяком случае, право школьника на то, чтобы стать пионером, всерьез обсуждалось вначале в его классе, а потом и на Совете школьной дружины. И ему могли иногда и отказать. На деле же красные галстуки повязывали практически всем. Основной массе четвероклассников их вручали 22 апреля, в день рождения Ленина. Причем проходили эти церемонии либо у памятника вождю, либо в крупном зале, например, кинотеатра.

Вначале мальчики и девочки читали вслух «Торжественное обещание». После чего кто-то из приглашенных комсомольцев или коммунистов повязывал каждому из них символизировавший своими тремя концами связь трех коммунистических поколений красный галстук и вручал пионерский значок такого же цвета с портретом Ленина. Завершали праздник жест новоиспеченного пионера рукой, поднятой по диагонали над головой в пилотке, и своеобразный пароль со словами «Будь готов! Всегда готов!». Те же, кому не посчастливилось стать в пионерский строй в апреле, получали свой шанс в праздничный день 19 мая. Но только уже без особых торжеств и речей.

Отряды и звенья

Став пионерским, обычный школьный класс тут же превращался в отряд, возглавлявшийся вожатым из числа старшеклассников и носивший, как правило, имя какого-то пионера-героя или просто погибшего героя одной из войн ХХ века. Например, убитого кулаками Павлика Морозова или «молодогвардейца» Олега Кошевого. Отряд делился на звенья. А совокупность всех школьных отрядов именовалась дружиной. Основными занятиями пионеров, помимо хорошей учебы и подготовки к вступлению в комсомол, считались участие в «Тимуровском движении» и субботниках, сбор макулатуры и металлолома. Покинуть ряды организации пионер мог только в двух случаях: после достижения 14 лет и вступления в комсомол, или при исключении за «двойки» и хулиганство.

День пионерии

Кстати, праздник, отмечаемый 19 мая и получивший при рождении название «День Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина», мог стать таковым и в другой день. Но предпринятая в 1918 году первая попытка создать в Советской России, по примеру американских скаутов, отряды юных коммунистов, оказалась не слишком успешной. В стране началась Гражданская война, и большевикам стало не до малочисленных отрядов своих несовершеннолетних последователей.

Вторая попытка, случившаяся в ноябре 1921 года, получилась более жизнестойкой. После принятия решения о создании детской политической организации, поначалу носившей имя римского раба и гладиатора Спартака, в Москве появилось несколько «спартаковских» групп, использовавших невиданные до того символы — красные галстуки и пятиконечные звездочки. 7 мая того же года в одном из столичных парков запылал первый пионерский костер. А еще через 12 дней Всероссийская конференция комсомола, позднее ставшая Съездом ВЛКСМ, приняла решение о создании в стране организации, состоящей из пионерских отрядов. В том же году композитор Сергей Кайдан-Дешкин и поэт Александр Жаров написали песню со словами «Взвейтесь кострами, синие ночи! Мы пионеры — дети рабочих», и она сразу же получила статус гимна.

Совет 2: Как принимали в октябрята

«Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут!». Слова этой нехитрой песенки, посвященные школьникам младших классов советских времен, знают, наверное, многие носившие в детстве с гордостью пятиконечную звездочку. И кто понятия при этом не имел, что входил в массовую политическую организацию. Но вряд ли все они столь же хорошо помнят, кто и как принимал их в октябрята и вручал значок с портретом юного Ленина.

В октябрята — в ноябре

Первый недоуменный вопрос, который мог бы задать зарубежный исследователь истории детско-юношеских политических движений Советского Союза, звучит так: «Почему именно октябрята?». И определенная логика в этом присутствует. Ведь торжественное вручение звездочек обычно приурочивалось к праздничной советской дате 7 ноября, ко дню Октябрьской революции.

Ответ иностранцу кроется как раз в упомянутом названии российской революции образца 1917 года. 7 ноября, когда в Петрограде прозвучал знаменитый выстрел из пушки крейсера «Аврора», по старому стилю было 25 октября. И именно по этой «календарной» причине революция стала именоваться «Октябрьской». А младшеклассников советских школ, чтобы они не забывали о важнейшем для страны событии, с 1923—1924 года начали называть «октябрятами». Любопытно, что поначалу в октябрята принимали только наиболее достойных детей, родившихся в 1917-м. А вот в последние годы существования СССР в них поголовно записывали всех, кто учился в первом классе.

Рубиновая звездочка

Нынешнее поколение юных школьников своим «коллегам» из прошлого, может, наверное, по-хорошему немного позавидовать. Ведь церемония принятия в октябрята была для семи-восьмилетних ребят действительно грандиозным праздником. Готовиться к ней и к будущему вступлению в пионеры они начинали заранее, с первых школьных дней учили стихи и утвержденные руководившим школьными организациями ЦК ВЛКСМ правила поведения и законы. Такие, например, как «Октябрята — правдивые и смелые, ловкие и умелые»; «Октябрята — дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут»; «Октябрята стремятся стать юными пионерами» и другие.

Неординарной для советских детей являлась и проходившая, как правило, в спортивном или актовом зале школы процедура получения символов движения октябрят — красивых пятиконечных звездочек рубинового цвета. Из центра которых на ребят и мир внимательно смотрел кудрявый мальчик Володя Ульянов. Он же — будущий вождь Октябрьской революции Владимир Ленин. Значки, первые в жизни удостоверения и красные флажки октябрятам вручали, а заодно и напутствовали, ставшие их вожатыми пионеры и комсомольцы. Кстати, у первых советских октябрят звездочки были из ткани и пришивались на левой стороне рубашки.

Под знаком серпа и молота

На следующий день после торжественного приема новоиспеченные октябрята, их классный руководитель и вожатые проводили первое собрание, на котором формировались так называемые «звездочки» или «пятерки». Иначе говоря, группы школьников по пять человек, каждый из которых имел свою должность и свои обязанности — командир, библиотекарь, санитар, физкультурник, цветовод. Вожатый группы и его помощник, помогавшие подшефным не только в подготовке к вступлению в пионеры, но и в организации всех общественных мероприятий, именовались в честь государственного герба страны «серп» и «молот». Главным для октябрят считалась Всесоюзная неделя, предшествовавшая дню рождения Ленина (22 апреля). Встречать ее было нужно отличными оценками по учебе и поведению и активным участием в проходивших 22 числа каждого месяца «Ленинских чтениях».

Совет 3: Как принимали в комсомол

ВЛКСМ (Всесоюзный Ленинский Комитет Союза Молодежи), или просто комсомол, являлся крупнейшей молодежной политической организацией Советского Союза. Он считался непосредственным резервом коммунистической партии, готовя для нее, в том числе, и руководящие кадры. Любая акция комсомольцев проходила обязательное согласование у «старших товарищей». А одна партийная рекомендация для вступления в члены ВЛКСМ даже равнялась двум комсомольским.

Сколько орденов у комсомола?

В советские времена декларировалось, что стать членом ВЛКСМ может любой того желающий гражданин страны от 14 до 28 лет. В реальности же все было не столь просто. Фактически прием в комсомольцы-добровольцы осуществлялся только после очень серьезной проверки кандидата на соответствие высокому, как тогда считалось, званию молодого коммуниста. Первое, что требовалось от претендента на комсомольский билет, это написать заявление в свою организацию и обосновать его стремлением строить «светлое коммунистическое будущее» именно в составе ВЛКСМ. Важным приложением к заявлению являлись две рекомендации от комсомольцев со стажем не менее десяти месяцев, либо одна, но уже от члена КПСС.

Следующий этап приема заключался в рассмотрении заявления в первичной комсомольской организации, например, в учебном заведении или в роте воинской части. Она могла либо одобрить его, либо по каким-то причинам отклонить. Те, чьи заявления в итоге одобрялись, а их, особенно в конце эпохи социализма, было большинство, в определенный день приглашались в райком ВЛКСМ или в комитет комсомола воинской части на собеседование. Слишком сложным оно, впрочем, не являлось и обычно состояло из нескольких шаблонных вопросов и предполагало столь же шаблонные и «правильные» ответы. Будущих комсомольцев экзаменовали на знание Устава ВЛКСМ, просили рассказать, почему они хотыт вступить в организацию. Кроме того, им предлагали назвать количество государственных наград у комсомола (их было шесть; половина из них — ордена Ленина, еще три — ордена Красного знамени, Трудового Красного знамени и Октябрьской революции), вспомнить имена руководителей страны и ВЛКСМ, а также наиболее важные советские даты.

Двухкопеечный взнос

Пройдя собеседование, потенциальный комсомолец обычно уже знал, приняли ли его. И вскоре получал от секретаря комитета новенький красный значок с портретом Владимира Ильича Ленина и комсомольский билет такого же цвета со своей фотографией и графами для отметок о сдаче ежемесячных взносов. Школьники, студенты и призванные на срочную армейскую службу платили две копейки (стоимость двух коробков спичек или ежедневной газеты). Для тех, кто работал, взнос составлял один процент от зарплаты. Собирал их комсорг первичной организации, и он же ставил штамп. Неуплата взносов являлась одним из оснований для исключения из комсомола — наряду с аморальным поведением, пьянством, тунеядством, нарушениями дисциплины, судимостью и прочим, что именовалось негативными явлениями и подвергалось заслуженной критике.

К слову, столь уж безобидным исключение из комсомола, равно как и отказ вступить в него, не являлось. В дальнейшем оно нередко сказывалось на содержании характеристики для поступления в вуз или на хорошую работу. Достаточно серьезной санкцией для беспартийного, то есть не являвшегося членом КПСС или ВЛКСМ, был, к примеру, отказ комиссии райкома партии разрешить выезд за границу. Естественно, не мог человек, не получивший предварительно комсомольский билет, и вступить в единственную в СССР политическую партию. А, значит, и сделать хорошую служебную карьеру.

Рожденный в октябре

Все годы своего существования комсомол гордился тем, что является ровесником Октябрьской революции. На самом деле в октябре 1917-го в России создавались только разобщенные и именовавшиеся «социалистическими» молодежные союзы. Официальная же дата создания ВЛКСМ - 29 октября 1918 года, когда в Москве открылся I Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи. Руководителем советского комсомола на этом съезде был избран Ефим Цетлин, в 37-м расстрелянный как «враг народа». В тех же 1937—1939 годах печальную судьбу Цетлина разделили еще пятеро предвоенных комсомольских вожаков. И вообще, из всей первой семерки главных комсомольцев СССР своей смертью умер только отсидевший 17 лет в лагерях Александр Мильчаков.
Видео по теме

Совет 4: Павлик Морозов и его последователи

Павлик Морозов – пионер, чье имя было прославлено советскими средствами массовой информации. Его подвиг заключался в том, что он выдал властям своего родного отца, узнав о том, как тот активно решил сопротивляться советской власти. Его имя стало неким собирательным образом подростка, готовым пойти на все ради светлого коммунистического будущего. В 30-е годы XX века известно более 30 детей, которые повторили подвиг Павлика Морозова и стали символами молодого советского государства.

 Родился Павел Тимофеевич Морозов в 1918 году в селе Герасимовка Свердловской области. Он организовал в своем родном селе первый пионерский отряд и активно агитировал за создание колхоза. Кулаки, в число которых входил и Тимофей Морозов, активно противодействовали советской власти и устроили заговор, с целью сорвать хлебозаготовки. Павлик случайно узнал о готовившейся диверсии. Юный пионер не остановился ни перед чем и разоблачил кулаков. Селяне, узнавшие о том, что сын сдал своего родного отца властям, зверски расправились с Павликом и его младшим братом. Их жестоко убили в лесу.

О подвиге Павлика Морозова написано немало книг, о нем слагали песни и стихи. Первую песню о Павлике Морозове написал тогда еще никому не известный молодой писатель Сергей Михалков. Это произведение сделало его в одночасье очень популярным и востребованным автором. В 1948 году именем Павлика Морозова была названа улица в Москве и поставлен памятник.

Павлик Морозов был не первым

Известно, по меньшей мере восемь случаев, когда детей убивали за доносы. Эти события произошли раньше убийства Павлика Морозова.

В украинском селе Сорочинцы Павел Тесля также донес на своего отца, за что и поплатился жизнью пятью годами ранее Морозова.

Еще семь подобных случаев произошло в различных деревнях. За два года до гибели Павлика Морозова в Азербайджане был зарезан доносчик Гриша Акопян.

Еще до смерти Павлика, газета «Пионерская правда» рассказывала случаи, когда юных доносчиков жестоко убивали односельчане. Здесь же публиковались тексты доносов детей, со всеми подробностями.

Последователи Павлика Морозова

Жестокие расправы над юными доносчиками продолжались. В 1932 году было убито за доносы трое детей, в 1934 – шесть, а в 1935 – девять.

Примечательна история Прони Колыбина, который донес на свою мать, обвинив ее в краже социалистической собственности. Нищая женщина собирала на колхозном поле опавшие колоски, чтобы хоть как-то прокормить семью, включая самого Проню. Женщину посадили, а мальчика отправили на отдых в Артек.

Митя Гордиенко также приметил на колхозном поле пару, которая собирала опавшие колоски. В итоге по доносу юного пионера мужчину расстреляли, а женщину приговорили к десяти годам лишения свободы. Митя Гордиенко получил в подарок наградные часы, подписку на газету «Ленинские внучата», новые сапоги и пионерский костюм.

Чукотский мальчик, которого звали Ятыргин, узнал, что оленеводы собрались увести свои оленьи стада на Аляску. Он сообщил об этом большевикам, за что разъяренные оленеводы ударили Ятыргина топором по голове и бросили в яму. Думая, что мальчик уже умер. Однако он сумел выжить и добраться до «своих». Когда Ятыргина торжественно принимали в пионеры, то было решено дать ему новое имя – Павлик Морозов, с которым он и дожил до старости.

Видео по теме
Павлик Морозов и его последователи
Связанная статья
Павлик Морозов и его последователи
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500