Одним из часто используемых приемов введения человека в замешательство является вопрос из личной сферы, например: «А правда ли, что вы были плохо успевающим учеником в школе?»   Такой вопрос ставит в тупик и заставляет оправдываться, ведь признать себя двоечником – значит уронить свой авторитет.  Даже если это вопрос изначально ложный, и вы действительно учились на одни пятерки и получили красный диплом,  сама попытка оправдания ставит под сомнение компетентность в решении каких-то задач.  Доказывать, что «я не верблюд» - всегда невыгодно. А провокатор, получив свое преимущество, успокаивается и дальше уже проводит свою линию.  Таких вопросом можно придумать очень много, они могут быть нелепыми, неуместными и даже пошлыми,   и это  не смущает провокатора.


Дальше все зависит от  умения себя вести.  Можно выпутаться из этой ситуации самым простым способом: строго посмотреть на провокатора,  выждать небольшую паузу, а затем продолжить говорить на свою тему.  Этот прием убивает сразу двух зайцев – во-первых,  вы не начали оправдываться и терять авторитет, а во-вторых, выставили провокатора человеком, который не достоин того, чтобы отвечать ему.  Обычно этот прием позволяет осадить его.


Кроме того, любой неудобный вопрос можно обратить в шутку.  Это убирает суть укола и добавляет вам авторитета.  Например, недоброжелатель выкрикивает: «Вы говорите полную чушь».  Пауза. Он уже предвкушает вашу растерянность и желание оправдаться.  А спросите его вопросом на вопрос: «Откуда вы знаете мою тетю?»   Он, скорее всего, начнет ворчать, что не знает никакую тетю, что вы переводите тему и т.д.  А дальше вы раскрываете карты: «Она критиковала меня долгое время именно этими словами». 


Можно сделать несколько таких заготовок и использовать их, если предстоит сложная встреча. Их можно использовать не только на большой аудитории, но и в более тесном кругу и даже один на один.


Смысл провокационных вопросов больше психологический. Поэтому удается легко их нейтрализовать, если перевернуть ракурс внимания  на самого спрашивающего и вскрыть его негативную мотивацию. Это прием мастерски использует наш президент.  Однажды ему задали неудобный вопрос на пресс конференции, на который он ответил, что, конечно, понимает, что задавший вопрос, поддерживает интересы своей газеты, которая финансируется тем-то и тем-то, и их стремления вполне понятны…».  После такого вступления острота вопроса сразу спала, и дальше можно было спокойно отвечать по существу, или уводить рассуждение в другую сторону.


Другим вариантом данного приема является обращение внимания на личную мотивацию провокатора. Например, можно сказать: «Я понимаю, что вы хотите самоутвердиться таким способом, но сейчас не время для этого».  Такой ответ практически всегда будет в точку при провокационных вопросах, поскольку их авторы действительно самоутверждаются  и, в случае успеха, наслаждаются своим превосходством.  Если же получается указать на эту мотивацию, вся острота нападения будет нивелирована и тогда обескуражен будет уже сам нападающий.


В случае использовании любых приемов нейтрализации провокационных вопросов большое значение имеет  спокойствие и хладнокровность.  Если спокойно встретить острый вопрос, то нейтрализовать его получается гораздо легче, чем в случае, когда он действительно задевает и появляется нешуточное волнение.  Это дается с тренировкой и не сразу.


И еще один прием – смена контекста острого вопроса.   Суть провокации – выставить вас в невыгодном свете не с помощью факта, а с помощью отношения к этому факту.  Если вернуться к вопросу о двоечнике, то можно почувствовать стыд за то, что успеваемость была низкой, а можно гордость за то, что многие великие люди плохо успевали в школе, но это не помешало им добиться успеха.  Все зависит от отношения к данному факту.


Например, если вам говорят о том, что как человек с такой низкой успеваемостью в школе, может занимать такую ответственную должность, то можно ответить: «Я очень рад, что могу хоть в какой-то степени почувствовать свою причастность к великим людям, плохо учившимся в школе, например, к Альберту Энштейну».


Или другой вопрос: « Вы же раньше тоже состояли в партии, которую сейчас критикуете?»  Ответ: «Я как раз и вступил в нее, чтобы узнать на практике все ее негативные стороны».


Подводя итог, можно сказать, что существуют действенные способы нейтрализации провокационных вопросов. Требуется лишь некоторая практика для того, чтобы им научиться.