Инструкция
1
Восьмипалубный «Титаник» спустили на воду 31 мая 1911 года. При длине 269 метров, ширине 30 метров и водоизмещении 52 310 тонн этот корабль был самым большим в мире. Для большей безопасности у судна было двойное дно и 16 отсеков с герметичными дверями. Как утверждали конструкторы, «Титаник» был непотопляемым. Даже если бы вода залила 4 носовых отсека или же 2 отсека в средней или задней части, корабль остался бы на плаву. Чтобы предоставить пассажирам I класса больше места для прогулок, сократили количество спасательных шлюпок. 20 лодок могли вместить только 1178 человек, хотя в первый рейс через Атлантику на «Титанике» отправились 2224 человека.
2
14 апреля радисты «Титаника» приняли несколько предупреждений от соседних судов о дрейфующих льдах. Всем, в том числе и капитану корабля, было известно, что в тот год было зафиксировано рекордное количество айсбергов и ледяных полей в секторе южной трансатлантической трассы.
3
Около 23:15 большинство пассажиров в тот день уже разошлись по своим каютам и собирались спать. Погода была тихой, температура воздуха опустилась до -1 градуса по Цельсию. «Титаник» шел со скоростью 41,7 километр в час. В 23:30 впередсмотрящие заметили на горизонте легкую дымку, но без биноклей не могли определить ее происхождение. Бинокли находились в сейфе, ключ от которого остался у одного из помощников капитана, в последний день отстраненного от рейса. В 23:39 один из впередсмотрящих увидел айсберг и определил примерное расстояние до него – 650 метров. Он тут же оповестил об этом офицера Джеймса Муди по телефону, а тот сообщил об этом дежурному офицеру Уильяму Мердоку. Мердок скомандовал «Лево на борт», затем «Полный назад», а затем «Право на борт». «Титаник» не обладал достаточной маневренностью, чтобы обойти лед. В 23:40 корабль задел айсберг правым бортом, что привело к появлению пробоин ниже уровня ватерлинии. Все двигатели корабля были остановлены, судно легло в дрейф.
4
Каждую секунду в трюме «Титаника» становилось на пять тонн воды больше. После столкновения Мердок отдал приказ закрыть гермодвери. В 23:42 командование кораблем принял капитан Эдвард Смит. Чтобы котлы не взорвались, кочегары в спешке гасили огонь и выпускали пар через специальные клапаны в котельных №6 и №5. К 23:50 «Титаник» «завалился» на правый борт уже на 6 градусов. Капитан Смит и главный конструктор корабля Томас Эндрюс осмотрели нижние палубы. Полностью затоплены были почтовое отделение и зал для игры в мяч. Капитан отдал приказ откачивать воду из котельных, но она прибывала слишком быстро. Эндрюс заключил, что «Титаник» продержится на плаву максимум 1,5 часа.
5
Пассажиры почувствовали толчок во время столкновения с айсбергом, пытались узнать, что случилось. Команда корабля неизменно отвечала, что все в порядке. Первые опасения появились, когда «Титаник» остановился. Многие пассажиры вышли из кают и собрались в столовых и салонах.
6
В 0:05 началась подготовка к эвакуации: со спасательных шлюпок сняли чехлы. Капитан Смит приказал радистам посылать сигналы бедствия. В 0:15 пассажирам порекомендовали теплее одеться, взять спасательные жилеты и выходить на шлюпочную палубу. Им объяснили, что в лодки будут сажать только детей и женщин (да и то только в качестве меры предосторожности). Пассажиры второго класса паниковали, понимая, что мест в шлюпках хватит далеко не всем. Те же, кто путешествовал третьим классом, вовсе не могли выбраться на палубу: они или терялись в бесконечных коридорах, или оказывались перед закрытыми стюардами дверями.
7
Большинство пассажиров посчитали эвакуацию преждевременной мерой, ведь «Титаник» был совершенно безопасным и рекламировался как непотопляемый. В 0:20 в шлюпки начали усаживать первых пассажиров. В 0:25 на шлюпочной палубе заиграл оркестр. Многие пассажиры первого класса покидать корабль не желали. Они не собирались мерзнуть на палубе, а хотели играть в бридж в теплом салоне. В том, что «Титаник» обеспечит их безопасность, они не сомневались. В 0:40 с верхней палубы было пущено несколько белых сигнальных ракет.
8
В шлюпке №7 было 28 пассажиров (хотя лодка рассчитана на 65 человек). Ее на канатах опустили на 21 метр вдоль борта и спустили на воду. Такая же ситуация обстояла и со следующими десятью шлюпками. Только к 1:20 пассажиры стали понимать, что «Титаник» должен затонуть в ближайший час, когда вода наполнила полубак. Началась легкая паника. Люди перебегали с одного борта на другой, разыскивая свободное место в той или иной шлюпке. Среди всех спасенных оказалось 65 процентов пассажиров I класса.
9
Радисты «Титаника» продолжали передавать сигналы бедствия. В 0:30 откликнулось судно «Карпатия», однако даже при максимальной скорости оно могло подойти к тонущему кораблю не раньше, чем через 4 часа. Относительно недалеко от «Титаника» находилось судно «Калифорниэн», однако офицеры на его мостике, увидев белые сигнальные ракеты, посчитали, что на соседнем корабле нет телеграфа и его команда сообщает о скоплении льдов.
10
В 2:05 на воду была спущена последняя спасательная шлюпка. На борту, где оставалось порядка 800 пассажиров и 600 членов экипажа, началась массовая паника. Вода стала заливать капитанский мостик и каюты офицеров. Люди собрались на корме, которая к тому моменту начала подниматься вверх, и стали петь религиозные гимны. В 2:15 из-под воды показались гребные винты. В 2:16 полностью отключилось электричество. В 2:18 корпус лайнера раскололся на две части: нос сразу затонул, а корма стояла вертикально. В 2:20 она полностью оказалась под водой.
11
Выжившие пассажиры оказались в ледяной воде. Одни погибли от переохлаждения, другие – от сердечного приступа. Выжить и забраться на перевернутую складную шлюпку В удалось только 35 людям, на шлюпку А, частично затопленную, еще 20.
12
Огни «Карпатии» показались на горизонте в 3:30. В 4:10 рядом с судном оказалась первая из спасательных шлюпок, а затем и остальные. Всего на борт «Карпатии» поднялись 712 пассажиров «Титаника». В 9:00 судно взяло курс на Нью-Йорк.