Чтение


Для начала читать ребенку должна мама (или любой другой близкий родственник). Ребенок будет слушать сказки и стихи, воспринимая и копируя звуки родной речи. Позднее с помощью азбуки будут появляться зрительные ассоциации, вызываемые яркими картинками. Как только ребенок научится читать, начнет расширяться его словарный запас и будет происходить автоматическое запоминание грамотного написания слов.


Игры в слова


Чтобы время в очереди, дороге или в процессе любого другого ожидания не пропадало зря, а проходило максимально интересно и полезно, можно играть в слова. Это могут быть рифмы, игры в города, просьба называть слова, начинающиеся с определенных слогов, или составлять предложения, в которых каждое слово начинается на определенную букву алфавита.


Кроссворды


Во многих детских журналах имеются разнообразные кроссворды для детей разных возрастов. Не нужно ими пренебрегать, поскольку кроссворды отлично тренируют мозг и помогают делать речь грамотной.


Общение с родителями


Дети учатся говорить с помощью родителей, поэтому родительская речь должна всегда быть максимально грамотной. Если ребенок допускает ошибки, нужно его поправлять ответным предложением.


Игры в слова на бумаге


Новые слова и правила должны запоминаться не только на слух, но и визуально. Для этого лучше всего подходят словесные игры с помощью букв, написанных или напечатанных на бумаге. Например, виселица, «Поле чудес», составление коротких слов из одного большого, змейка – написание длинной цепочки слов, каждое слово из которой будет начинаться на последнюю букву предыдущего.


Постеры и плакаты на стене


Во время обучения чтению ребенок регулярно должен обращать внимание на буквы, чтобы они лучше запоминались. А вместе с буквами будут запоминаться и новые слова, что приведет к увеличению словарного запаса. На стенах можно развесить различные постеры и плакаты, на которых имеются изображения и подписи к ним. Темы могут быть самыми разными – от цветов и животных до видов транспорта и геометрических фирм. Такие плакаты станут идеальным помощником для соотношения визуального образа с тем, как пишется слово.


Словари


У каждого ребенка должен быть орфографический словарь. Помимо профессиональных нужно составить свой собственный словарик, в котором будут записаны самые сложные слова, чаще всего вызывающие трудности. Как только накопится несколько слов (5-10-15), можно составлять из них кроссворды, писать короткие диктанты, играть в «найди ошибку».


Родители должны помнить, что подобные упражнения с ребенком должны проходить в виде игр в благоприятной обстановке, а не превращаться в тягостное и нелюбимое занятие, отбивающее желание учиться.