Хосе Ортега-и-Гассет (1883–1955) получил прекрасное образование, окончив Мадридский университет, а затем 7 лет проучившись в различных университетах Германии. Большую часть своей жизни он преподавал в Мадридском университете, но был вынужден покинуть Мадрид с началом гражданской войны в 1936 году. Он вернулся на родину лишь в 1948 году, основал Гуманитарный институт, и вновь занялся преподавательской деятельностью.В своих философских трудах Ортега-и-Гассет уделял особое внимание социальным проблемам. В его работе «Дегуманизация искусства» (1925) впервые в западной философии были изложены основные положения доктрины «массового общества». Ученый изложил свои взгляды на духовную атмосферу, сформировавшуюся на Западе в результате политического кризиса, бюрократизации общественных институтов и преобладания денежно-меновых отношений в сфере межличностных контактов. Позднее эта тема была всесторонне рассмотрена в работе «Восстание масс» (1929).Отношение философа к политическому и нравственному положению в Испании первой трети XX века отражено в работах «Кихотовские размышления» (1914) и «Бесхребетная Испания» (1921). В этих же произведениях можно найти и основные философские идеи Ортега-и-Гассета. Здесь он приводит определение человека на своем примере: «Я есть Я и мое окружение», т.е. человек в философии рационализма Ортеги не может рассматриваться вне окружающих его исторических обстоятельств.Философ уделял особое внимание критике духовной ситуации, сформировавшейся в Европе с приходом к власти правых фашиствующих сил. Выход из сложившегося положения он видел в создании новой элиты, своего рода интеллектуальной аристократии, способной осуществлять произвольный выбор, руководствуясь только «жизненным порывом». В этом аспекте философия Ортеги-и-Гассета близка к понятию «воли к власти» Ницше.