Совет 1: Если подросток вас не слышит

Частая причина жалоб родителей состоит в том, что дети по мере их вступления в подростковый возраст будто «заболевают односторонней глухотой». То есть совершенно не слышат слов взрослых, обращенных в их адрес. По крайней мере, так кажется родителям.
Если подросток вас не слышит

Не завышайте требования к подростку!

По мере взросления ребенка к нему начинают предъявлять все больше требований. Чем старше он становится, тем сложнее и становятся проблемы и задачи, стоящие перед ним, и тем больше тревог и опасений вызывает у родителей его будущее. Это совершенно закономерно. Однако очень часто, это ведет к завышенным требованиям. Родители действуют из благих побуждений, стремясь подготовить свое чадо к сложностям взрослой жизни, а потому ждут, что он будет успешным и идеальным во всем. Возросшая учебная нагрузка, домашние обязанности, дополнительные занятия и секции – масса обязанностей и требований. А в это время сам подросток не физически не психологически не готов соответствовать ожиданиям и выполнять, все, что требуют от него взрослые.

Если хотите, чтобы подросток вас услышал – научитесь слушать его!

Ведь настоящей потребностью его возраста является потребность в общении. Самая важная задача с точки зрения формирования личности – научиться взаимодействию в социуме, группе, приобрести опыт доверительных дружеских отношений. Тогда как со стороны взрослых эта потребность всячески ограничивается. Отсюда и ощущение непонятности, потерянности, одиночества, с которым сталкиваются подростки.

Состояние подростка совершенно особое, это кризисный период, связанный сильными психоэмоциональными нагрузками, физиологической перестройкой организма. Не зря иногда состояние подростка сравнивают с состоянием беременной женщины.  Поэтому, когда психическое напряжение достигает некого максимума, в сознании срабатывает, словно некий защитный фильтр, который пытается оградить его от избыточного стресса.  Это одна из причин «глухоты», когда подросток пропускает мимо ушей обращенные к нему требования. Научитесь понимать подростка, сопоставлять его возможности, не только физические, но и психические с вашими требованиями.

Право на свободное время

Кроме того, подростковый период – время становления самооценки и осознания личностью психологических границ. То есть подросток учится иметь и отставать свою точку зрения. В это время у него также появляется и потребность в личном времени и собственные интересы. Для полноценного развития, нельзя полностью лишать подростка такой возможности и права. У него должна быть возможность гулять после школы, общаться со сверстниками, читать интересные ему книги, смотреть фильмы и т.п., а не только учиться, выполнять домашние обязанности.

Заключите «договор»

Заключите с подростком «договор» - составьте за семейным советом договор с подростком, где обсудите не только его права, но и ваши требования, которые он сам обязуется выполнять. Также обязательно обсудите систему штрафов за невыполнение своих обязательств. Наказание не должно быть физическим, унижать ребенка. В качестве наказная можно предложить сокращение времени игр и прогулок со  сверстниками, пользования компьютером и т.п.

Видео по теме

Совет 2 : Воспитание подростка: как преодолеть трудности

Во многом жизнь родителей и детей в период, когда школьники вступают в переходный возраст, осложняется не столько возникающими изменениями, сколько панической боязнью первых. Опасения, связанные с грядущим пубертатным периодом, настраивают родителей на то, что их ждет полоса ссор, грубости и хамства. А ведь на самом деле это далеко не всегда так, и достаточно перестать заранее бояться, но просто вместе с ребенком проживать каждый день вашей текущей жизни.
Воспитание подростка: как преодолеть трудности
Инструкция
1
Запомните основное правило воспитания подростка: он тоже человек. В этот мир он уже пришел сюда личностью с определенным характером и склонностями, и не стоит пытаться изваять из него кого-то. Он уже существует, и в ваших силах лишь показать ему различные возможности этого мира. Воздействуете на него, в первую очередь, не словами, а своим примером: пусть он через вас видит, что значит быть добрым и щедрым, почему начитанность приветствуется в обществе и т.д. Обращайте внимание в первую очередь на себя.
2
Заставьте себя принять неотвратимость его взросления. Подросток нуждается в определенной порции самостоятельности, которую уже нельзя заменить выделением ответственности за ведение каких-то дел в доме. Ему требуется большее – выход в социальное пространство. Приготовьтесь к тому, что в этот период он может искать себе авторитеты в других местах. У вас есть только один способ оставаться человеком, которого ваш ребенок уважает и на которого он хочет равняться, и этот способ уже описан выше: подавать пример собственными поступками.
3
Доверяйте ребенку. Вы знаете, как и когда он говорит неправду, и руководствуйтесь только этим знанием. Не пытайтесь придумывать новых поводов для подозрений. Задержался? Да, вы переволновались, но разве с вами такого в юные года не случалось? Избегайте демонстрации того, как вам больно и плохо, не набрасывайтесь на него с руганью. Любые бурные эмоции приведут лишь к тому, что подросток, нервная система которого в этом возрасте особенно чутко настроена, начнет защищаться и замыкаться в себе. Ищите способы спокойного урегулирования конфликта: делитесь с ним своим беспокойством, но не вываливайте его, рассказывайте о своих переживаниях, но не давите ими.
4
Поверьте в то, что он действительно уже взрослый и дайте ему возможность это показать. Тогда ему не придется прибегать к способам, которые на самом деле демонстрируют скорее незрелость ребенка, нежели взрослость. Почувствовав себя самостоятельным и взрослым, он не пойдет курить только для того, чтобы что-то доказать.
5
Не воспитывайте подростка, это самая большая ошибка, которую вы можете сделать. Помогайте ему узнавать этот мир, но не пытайтесь вытренировать его, наслоить на него шаблоны поведения. И не делите его жизнь на жесткие рамки: не зацикливаясь на общих утверждениях, сконцентрируйтесь на индивидуальном процессе становления личности в вашей семье.
Видео по теме

Совет 3 : Что такое переходный возраст

Переходный возраст - наиболее сложный период в жизни взрослеющего ребенка. Он рассматривается психологами, как один из критических этапов жизненного пути, наряду с кризисом среднего возраста и пенсионным периодом.
Что такое переходный возраст

Почему наступает переходный возраст

В 10-12 лет у детей начинается период бурного созревания, который длится до 15-17 лет. Организм подростка подвергается значительным внутренним и внешним изменениям - появляются вторичные половые признаки, меняется голос, черты лица становятся более резкими. Тело и конечности удлиняются, именно в этот период происходит наиболее бурный рост. Часто подростки сами не успевают приспособиться к своим новым пропорциям, поэтому кажутся неуклюжими и угловатыми. Все эти изменения происходят под влиянием усиленного выброса гормонов, что отражается на деятельности эндокринной, нервной и вегетативной системы организма. Гормональный всплеск порождает такие негативные явления подросткового периода, как появление угревой сыпи, повышенная жирность волос и кожи, резкое похудение или прибавка в весе, повышение или понижение давления. Переходного возраста с опасением ждут многие родители - ребенок может резко менять свое поведение, замыкаться в себе или становиться неуправляемым.

Психология переходного возраста

Взрослеющий подросток начинает осознавать, что он больше не ребенок. Он становится более самостоятельным, желает сам выбирать свои интересы, одежду и друзей и агрессивно реагирует на вторжение в личное пространство. Для этого возраста характерен максимализм - подросток преувеличивает любые незначительные события, способен впасть в депрессию из-за пустяка или расценить случайный взгляд как наличие симпатии. Гормональный всплеск приводит к резкой смене настроения и бурному выражению эмоций. Поэтому компании подростков, гуляющие по улице, зачастую шумны и очень веселы. Однако, после такого веселья может наступить и резкий эмоциональный спад. Эта же смена настроения приводит к частым экспериментам со внешностью. Подростки очень внушаемы. Они легко внимают ярким лозунгам и призывам, считают, что выделяются из толпы, когда присоединяются к какому-либо движению. Часто этим пользуются недобросовестные лидеры различных организаций.

Как общаться с подростком

Большинство родителей со страхом ожидает наступления переходного возраста. Однако то, как пройдет этот период, целиком зависит от них. Многие родители отмечают, что и не заметили, как прошел переходный период, потому что правильно общались с детьми.

В первую очередь, нужно понять, что ваш ребенок уже не малыш. Он имеет свое мнение и свои права. Избегайте того, чтобы заходить в его комнату, не трогайте его вещи и телефон - подросток очень ревностно относится к своей собственности. Смиритесь с тем, что он, возможно, будет носить слишком яркую. вызывающую или неформальную одежду, слушать «ужасную» музыку и проводить больше времени с друзьями, чем с вами. Так он заявляет о своей самостоятельности. Вместо этого подружитесь со своим повзрослевшим ребенком. Разговаривайте с ним на равных, рассказывайте истории о своей жизни, спрашивайте о его делах. Но это не должно походить на допрос. Став подростку другом, вы вместе сможете легко «пережить» переходный возраст.

Совет 4 : Что делать с непослушным подростком

Когда дети отказываются слушать и выполнять просьбы старших, родители испытывают дискомфорт. У них возникает ощущение, будто разгораются соревнования по перетягиванию каната. И ребенок, и родители с одинаковой целеустремленностью тянут его на себя. В результате каждая сторона терпит неудачу.

Что делать с непослушным подростком
Мамы и папы испытывают возмущение, когда их отпрыски проявляют непослушание. Но не всякий раз родители осознают, что пренебрежение авторитетами является непременным условием для формирования с детства у человека уверенности в собственных силах.

Чтобы малыш искренне поверил в себя и обрел качества самостоятельного человека, ему необходимо осознать главное. Лидеры, за которыми он прежде беспрекословно следовал, больше не являются таковыми. И он в чем-то умнее их.

Если он сумел обойти маму и папу, которые были для него наиболее авторитетными людьми, он найдет в себе силы обойти кого угодно! Именно такая идиома прописывается в подсознании детей. Маленький революционер, восставший против надоевшего семейного режима, является будущим лидером. Он принял хорошую «дозу» уверенности в собственной компетенции, и не сможет никогда с нее «слезть».

Вера в свои силы формируется в подростках благодаря навыку принятия решений. Детям следует понять, что жизнь является следствием их собственного выбора и обстоятельств, в которых он делался. Выбор придает сил, и возможность сделать его значительно сокращает уровень стресса у ребят. Также он является более результативным, чем принуждение.

Отчего подростки непослушны?

Причиной являются родители, которые не могут выделить больше времени на общение с отпрыском. Хаотичный образ жизни не оставляет возможности маме и папе обратить внимание на ребенка, подискутировать с ним. Взрослым необходимо, чтобы он повиновался сию секунду, так как они чересчур заняты решением собственных проблем.

Дети не всегда могут меняться очень быстро. Иногда непослушание является временной реакцией подростков на изменение текущей ситуации. Это может быть переезд, смена школы, развод старших или половое созревание. Нужно давать детям время оправиться.

Как пережить переходный возраст ребенка без стрессов?

Для родителей этот период является непростой стадией. Они ошибочно полагают, что их роль в качестве главного защитника видоизменена в корне, и главное предназначение они выполнять не смогут. И тогда мамы и папы начинают ощущать себя нежелательными персонажами в жизни детей.

Взрослые отмечают, что их все реже допускают до принятия важных решений, касающихся ребенка. И в их сознании это оборачивается настоящей трагедией. Родители упускают суть: они все еще нужны отпрыску, но в такой период им следует отстраниться и организовать для него личное пространство, чтобы тот получил возможность вырасти психически уравновешенной, полноценной и целостной личностью.
Источники:
  • Подростки - как вести себя родителям
  • Непослушный ребенок: скандалить или сотрудничать
  • Воспитание детей: пусть подростки выбирают сами!

Совет 5 : Подростковый период: страшно ли это

Я думаю, у многих уже болят уши от разговоров на тему подростковый период. Из этих рассказов понятно, что этот промежуток времени по разному воспринимается родителями подростков, но у всех у них ужасные впечатления.
Подростковый период: страшно ли это

Если разобраться в этом вопросе, то становиться ясно, что ничего в этом страшного нет. Ведь все мы тоже прожили это время и остались живыми и здоровыми.

Подростковый период проходит, прошел или пройдет у всех ребят в возрасте 15 или 16 лет. Есть конечно же способы борьбы с этим: общение и замещение. Рассмотрим их подробно.

Лекарство номер один от взрывного характера подростка

Общение – это лучший способ снизить риск пострадать от взрывного характера подростка. Дорогие родители, даже если у вас много дел, которые нужно решать обязательно, то все же вы должны найти время, чтобы поговорить с вашим ребенком, поинтересоваться его делами в школе, с друзьями. Общайтесь с ним по поводу и без повода. Если вы не будете уделять достаточного внимания ребенку в плане общения, то он может попасть в плохую компанию, где с ним будут общаться. И там ему будут уделять внимание в любом случае. Но этого никак нельзя допускать, это испортит жизнь и ребенку, и вам.

Способ альтернативы

Способ поиска альтернативы или замены тому, что вас не устраивает. Лучше всего объяснить на примере: вам ребенок начал увлекать прослушивание музыки с ненормативной лексикой или что-то в это роде. Вам естественно это не понравиться. Вам захочется  запретить это делать вашему ребенку как можно быстрее. Все правильно, но нельзя просто так запретить. Это действие испортит отношения между ребенком и вами. Чтобы избежать этого, надо просто настойчиво предложить ребенку замену: пусть слушает альтернативный рок, танцевальную музыку и что-то еще вместо его “паранормальной” музыки. В общем, замещайте вредные привычки полезными, что-то плохое чем-то хорошим.

Самое главное – это личный пример

Все мы знаем, что огромнейшее влияние на сознание подростка имеет личный пример родителей. Так, если отец не курит, то у ребенка больше шансов не начать курить. Если ребенок неоднократно видит, что вы употребляете алкоголь, то ему тоже захочется это сделать. Не пейте вовсе, если не хотите испортить жизнь ребенку. Тут также может быть использован метод альтернативы: вместо алкогольных напитков предлагайте ребенку сок. Еще вы должны объяснить ребенку, что алкоголь это вредно ну и невкусно, а сок это полезно и сладко.

Нет телеящику!

Если вы смотрите телевизор, то вы несчастный человек, потому что вы тратите драгоценное время на ерунду, вместо того, чтобы сходить с ребенком в театр, в цирк, в парк или заняться чем-то полезным. Подумайте, какая польза от телевизора. А теперь подумайте, какая будет польза от того, что ваш ребенок будет знать английский язык.

Видео по теме

Совет 6 : Как пережить подростковый возраст

Подростковый возраст приносит множество проблем не только ребенку, в организме которого происходят серьезные изменения, но и его родителям. Нередко случаются ссоры, скандалы, взаимное непонимание. Как же родителям благополучно пережить этот нелегкий подростковый возраст сына или дочери?
Как пережить подростковый возраст
Инструкция
1
Подросток старается вырваться из-под опеки отца и матери, отвергает их наставления, просьбы, часто ведет себя демонстративно грубо. Можно понять недовольство родителей. Они отдали своему ребенку столько времени, сил, душевного тепла, заботились о нем, растили, а он вдруг стал таким грубым, непослушным и неблагодарным. Но отцу и матери следует проявить понимание и мудрость, ведь подросток не виноват, что в его организме сейчас происходит самая настоящая гормональная «буря». Именно потому, что подростковая эндокринная система заработала в ускоренном режиме, начав вырабатывать большое количество гормонов, поведение ребенка так разительно меняется.
2
Родителям следует вспомнить, что и они когда-то были подростками, причиняли собственным отцам и матерям немало хлопот, огорчений, забот. Бессмысленно сетовать на то, что устроено самой природой. Необходимо просто набраться терпения и подождать. Когда перестройка организма завершится, их сын или дочь будет вести себя гораздо разумнее и спокойнее.
3
Общаясь с подростком, следует по возможности избегать приказного, категоричного тона. Не стоит также требовать от него постоянного отчета: где был, с кем встречался, что делал. Подросток с вероятностью 99% примет это в штыки. Разумеется, следует контролировать, чтобы подросток не связался с дурной компанией, например. Но надо стараться делать это ненавязчиво. Ведь излишнюю опеку молодые люди и девочки этого возраста просто на дух не переносят.
4
Если подросток сильно комплексует из-за прыщей на лице или излишнего веса, или из-за того, что он (как ему кажется) одинок, никому не нужен, никто его не понимает, родителям не стоит отмахиваться от его проблем. А уж тем более нельзя высмеивать: мол, что за чепуха, ты от безделья с ума сходишь, нам бы твои заботы. Следует мягко и деликатно убедить его, что все можно поправить, что любая проблема при желании решается. Главное, чтобы подросток был уверен в том, что родители любят его, всегда готовы выслушать, помочь.
5
Конечно, нельзя потакать подростку во всем и безропотно сносить его выходки, если они уже переходят все границы. При необходимости нужно и строго поговорить с ним и даже наказать. Но и в этом случае не следует чрезмерно ущемлять самолюбие подростка, которое и без того очень ранимо. Например, не следует заставлять его просить прощения или клясться, что он больше не будет себя так вести.
Видео по теме

Совет 7 : Опасности переходного возраста

Подростковый возраст – трудный период не только для ребенка, но для всего семейства. Постоянные ссоры, непонимание и проблемы между всеми членами семьи в это время становятся труднопереносимыми, разрешаются долго и тяжело.
Опасности переходного возраста

Во время переходного периода подросток становится ранимым, восприимчивым, его мнение идёт вразрез с родительскими убеждениями. Если компромисс не находится вовремя, подросток попадает в плохую компанию, приобретает вредные привычки, а порой и задумывается о суициде. Большинство самоубийств случается в период переходного возраста, когда ребёнок только начинает осознавать своё предназначение, строить отношения со сверстниками. Подросток склонен к апатии, зачастую не желая принимать себя таким, какой он есть.

Родители в такой период должны быть особенно внимательны к ребёнку, чаще разговаривать с ним по душам и выстраивать доверительные отношения, потому что в таком «нежном возрасте» подросток остро нуждается в понимании и чутком отношении к себе.

Конфликт «отцов и детей» - классический, заложенный временем конфликт, который, казалось бы, не разрешаем. Однако если заглянуть в суть проблемы, то можно заметить там главную негативную человеческую черту – нежелание прислушаться и понять. Если бы в каждой семье старались услышать, а не быть услышанным, тогда проблема не принимала бы таких глобальных масштабов.

Умение слушать – сам по себе очень ценный навык, а если он ещё и работает по отношению к своему ребёнку, то можно считать, что самое страшное в переходном возрасте позади. Многие родители винят своих детей, что те курят, приходят поздно домой, плохо учатся в школе, но не понимают, что не ребёнка здесь надо винить. Укорять вместо того, чтобы направить – стратегия, которая не привела ещё ни одного родителя к успеху в воспитании.  В конце концов, полезно вспомнить себя в таком возрасте, прежде чем бросаться с обвинениями. Ребенок сам захочет приходить пораньше домой, если будет знать, что там его не осудят.

Переходный возраст – это творческий экзамен для родителей, а также проверка на прочность в социальном, духовном, коммуникативном плане. Следует серьезно подготовиться к этому экзамену, чтобы быть допущенными до доверия и получить зачёт в форме благодарности.

Совет 8 : Как понять, что ребенок переживает сложный период подростковой влюбленности?

Влюбленность является обычной частью взросления подростка, но нередко он находится с этим чувством в одиночестве, полностью замыкается в себе. Как распознать у ребенка первую любовь?
Как понять, что ребенок переживает сложный период подростковой влюбленности?

Во-первых, ребенок становится рассеянным, невнимательным и забывчивым, подолгу задумывается о чем-то своем, забиваясь в пустую комнату, иногда забывая даже включить свет, когда приходит вечер, и сидит там в темноте. Случается, что у него вдруг возникает повышенный аппетит, а иногда он, наоборот, практически ничего не ест по нескольку дней. А сидя за столом, без всяких эмоций глядит в потолок, или просто водит ложкой по тарелке.

Еще одним признаком подростковой влюбленности является молниеносная смена настроений. То он (или она) готовы взлететь до небес, а то, со всего размаху падая на грешную землю, чувствуют себя полнейшими ничтожествами и переживают глубочайшую депрессию.

Очень важным сигналом для близких людей является чрезмерное внимание к своему внешнему виду и облику. Ребенок часами крутится у зеркала, придирчиво вглядываясь в свое лицо, детали одежды и фигуры. Продумывает новый имидж до мелочей, меняясь иногда просто до неузнаваемости.

В период влюбленности чувства подростка до предела обостряются. Он становится легко ранимым и чувствительным. Иногда ему кажется, что он может свернуть горы, и в такие минуты он взлетает душой до небес. Подросток совершенно отрешен от реальности, то у него возникает желание совершать какие-то немыслимые подвиги, а то внезапно он становится эгоистичен и замкнут до предела, заявляя, что ему плевать на окружающих и весь мир.

Как бы там ни было, а первая любовь вызывает целый ураган эмоций. Случается, что отношения и чувства эти настолько серьезны, что перерастают в брак.

Совет 9 : Как помочь подростку пережить трудное время взросления

Процесс взросления подростка называют переходным возрастом, он является естественным временным периодом в становлении личности каждого человека. Остается только переждать его с наименьшими потерями.
Как помочь подростку пережить трудное время взросления
Инструкция
1
Для начала неплохо успокоиться и дать вашему чаду совершать его собственные первые ошибки. Можно записать его в секцию борьбы, в кружок танцев, фигурного катания, пения, рисования, да чего угодно, что ему будет по душе, или отдать его в клуб по интересам. Их можно найти в интернете, люди общаются не только друг с другом в виртуальности, но и встречаются, устраивая разные шоу, конкурсы, концерты, представления.
2
Можно купить на праздник долгожданную вещь для хобби своего чада. Гитару или мольберт с кисточками, даже игровую приставку, мотоцикл или скейтборд. Все это заставит направить энергию в нужное русло и позволит пройти такой сложный период в жизни каждого человека наименее болезненно.
3
Также вам необходимо узнать, чем ваш ребенок живет и увлекается, возможно, совместное времяпрепровождение пойдет всем на пользу. Можно взять отпуск во время летних каникул и рвануть на море или в горы. Такие совместные поездки хорошо сближают, это позволит разрядить атмосферу и устранит разногласия.
4
Чаще отпускайте ситуацию. Не должно быть только так, как надо. Ведь мнение чада тоже нужно учитывать хотя бы иногда, даже если оно на ваш взгляд абсолютно неверное. Понять, что происходит в голове у подростка, довольно сложно, но все-таки реально, если добавить креативности и немного заинтересованности.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500