Инструкция
1
Убеждение, что дети рождаются «трудными», глубоко неверно. Конечно, играют роль и особенности характера, и травмы, полученные во время внутриутробного развития, во время родов и в период младенчества. Но по-настоящему «трудными» детей и подростков делает та атмосфера, в которой они растут и воспитываются. Психологи выделяют четыре основные причины, по которой дети могут демонстрировать взрослым неадекватное поведение.
2
Недостаток внимания со стороны близких и значимых взрослых. Внимание – это то, что жизненно необходимо ребенку с первых дней жизни. Это важная составляющая его успешного психического и эмоционального развития. И, если ребенок не получает его в достаточной мере обычным способом, он начинает нарушать правила и запреты, установленные взрослыми. Да, реакция, которую вызывает подобное поведение, чаще всего негативная, но, тем не менее, внимание на него обратили, и одна из основных потребностей удовлетворена, пусть даже таким способом.
3
Протест против родительской гиперопеки и авторитарного воспитания. Сознание собственного «я» формируется у ребенка в период кризиса 3-х лет, а к подростковому возрасту достигает своего апогея. Именно тогда подростку требуется возможность и пространство для самоутверждения. Если родители привыкли общаться с ребенком в категоричной форме, внушать ему «прописные истины» в виде указаний и замечаний, они рискуют получить от подростка реакцию протеста в виде проявлений упрямства, действий наперекор советам и наставлениям. При этом подростка не слишком заботит, насколько правильны его действия, каковы их последствия. Главное для него в данный момент – показать, что он сам способен решать, как ему поступать, доказать, что он «не тварь дрожащая, а право имеет».
4
Месть. Да, ребенок может начать мстить родителям, если считает, что в какой-то ситуации его права и интересы были нарушены. Причины могут быть самыми различными: рождение второго ребенка, развод или ссоры родителей, временное вынужденное проживание вдали от остальных членов семьи и др. Это может быть и месть за «разовые» обиды, если подростка резко раскритиковали, несправедливо (по его мнению) обидели, запретили сделать что-то важное и значимое для него. В глубине души подросток осознает, что поступает неправильно и испытывает угрызения совести, но на деле может демонстрировать непослушание, нежелание учиться, начинает грубо общаться со взрослыми, игнорировать их требования и т.п.
5
Потеря веры в себя. Случается, что ребенок, испытав неудачу в одной из областей жизни, начинает испытывать проблемы и в других сферах. Так, не сложившиеся отношения со сверстниками могут стать причиной плохой успеваемости, а трудности в учебе могут вызвать частые конфликты дома, инициатором которых выступает, кстати, сам подросток. Дело тут в низкой самооценке ребенка. Испытав трудности в одной из сфер жизни, он начинает думать, что «совсем ни на что не годен», теряет уверенность в себе и веру в собственный успех.
6
Таким образом, чтобы скорректировать поведение подростка, необходимо найти именно те причины, которые повлияли на его нарушение. Здесь не помогут внушения, долгие лекции или запугивание. Только найдя корень проблемы, можно искать пути ее решения.
7
Проанализируйте свои отношения с подростком. Подумайте, все ли вы сделали для того, чтобы устранить названные выше 4 основных причины его плохого поведения. Сделать это без помощи специалиста порой бывает непросто. Обратитесь за консультацией к семейному или подростковому психологу, который поможет вам разобраться в ситуации.
8
Если корень проблемы найден, выработайте стратегию поведения со своим «трудным подростком». Будьте последовательны, терпеливы и не ждите быстрых результатов. Только заслужив доверие ребенка, можно ожидать, что его поведение и отношение к вам, к ситуации и к жизни в целом изменится.
9
Внимательно отслеживайте любые изменения в поведении подростка. При необходимости будьте готовы скорректировать свою тактику общения с ребенком.
10
Помните, что наиболее эффективная форма взаимодействия – это сотрудничество. Желательные изменения будут происходить только в том случае, если подросток доверяет вам, видит в вас не человека, подавляющего и «воспитывающего» его, а близкого, стремящегося помочь.