Ребенок-изгой. Как ему помочь?


Начиная с детского сада, и продолжая в школе, практически в каждой группе (классе) есть девочка или мальчик, к которым другие относятся без должного уважения, а иногда даже враждебно. Таких детей обвиняют в чужой вине, отбирают их личные вещи и выдумывают обидные клички.


Кто попадает в «группу риска»?


Зачастую изгои – дети с физиологическими недостатками, иной национальности или общественного слоя, «ботаники» и «очкарики». Слабым ребенок становятся от неспособности закреплять границы с другими людьми. Виной этому родители, которые очень строги, требуют невозможного и применяют все решения за своих чад.


В учебной среде, чтобы быть хорошим, нужно не выделяться и следовать остальным. В отличие от взрослых, дети не контролируют эмоции и проявляют свою агрессию явно. Поначалу появится один притеснитель, но если он не увидит отпора, то со временем образуется группа подобных ему.


Как помочь такому ребенку?


Распространенное мнение, что необходимо сменить окружение, побеседовать с родителями обидчика, подсоединить воспитателя или руководителя класса. Однако на практике данный метод малоэффективный. После таких действий ребенок еще более подвержен унижениям, и его считают «маменькиным сынком», неспособным решить вопрос самостоятельно. Следовательно, дети-изгои должны сами себя изменить, а родители лишь посодействовать и помочь.


Сперва выясните факторы плохого отношения к ребенку. Существуют проблемы, которые легко можно устранить:


если у ребенка проблемы с весом – следите, чтобы он правильно питался, заинтересуйте его в занятии спортом;


если ребенок носит очки – замените их линзами;


если ребенок отдает много времени учебы – посоветуйте ему заняться коллективной деятельностью в классе, принять участь в подготовке праздника;


если ребенок плохо одет – купите ему модную одежду (нормальные вещи для детей можно приобрести и в стоковых магазинах).


Гораздо труднее, когда недостатки не устраняются по объективным причинам. К примеру, физиологические отклонения или неуместная национальность. Здесь нужно помочь чаду найти такое увлечение или занятие, в котором он бы имел возможность добиться больших результатов. Это могут быть компьютерные технологии, разные виды спорта или прикладного искусства.


Прислушайтесь к интересам ребенка и поддержите его. Во всяком случае, не разговаривайте о том, будто все кругом нехорошие и злобные. Напротив, покажите ребенку, как можно изменить людей, изменив до этого себя. Это станет для него настоящим открытием.