Совет 1: Для чего нужны проверка качества товара и экспертиза

От причины возникновения дефекта в товаре зависит многое: будет ли удовлетворено требование покупателя вернуть или обменять товар, на который истек срок годности, сможет ли продавец доказать неправильную эксплуатацию или транспортировку товара покупателем, освободив, тем самым, себя от ответственности и т.д.

Если покупатель обратился к продавцу с намерением вернуть или обменять товар ненадлежащего качества, продавец может за свой счет провести проверку качества указанного товара. Закон не обязывает проводить ее в каждом случае, не установлен также порядок проведения такой проверки.

Учитывая, что потребитель вправе участвовать в проверке качества товара, продавец должен заранее известить его о месте и времени ее проведения. Целесообразно покупателю в момент возврата товара написать письменное заявление на имя продавца, в котором изложить желание участвовать в проверке. Покупатель не может препятствовать проведению проверки качества  и обязан передать товар продавцу.

В подтверждение того, что товар принят на проверку его качества, продавец должен сделать отметку на чеке, квитанции либо составить расписку или акт. Проверка качества товара предполагает только установление причин возникновения недостатка в товаре, при этом никаких действий по ремонту или замене комплектующих продавец не должен предпринимать.

Однако, часто бывает так, что продавец не делает отметку «проверка качества» и фактически оформляет документ о принятии товара на гарантийный ремонт и тогда потребитель уже не может предъявить иные требования, указанные в ст. 18 Закона «О защите прав потребителей».

Следует обратить внимание, что проведение проверки качества товара не оказывает никакого влияние на течение сроков удовлетворения претензий покупателя, связанных с дефектами в товаре. Исключение составляет лишь ситуация предъявления требований о замене товара на товар надлежащего качества - закон дает дополнительные 20 дней для проведения проверки качества товара.

Кроме проверки качества, Закон «О защите прав потребителей» говорит об обязанности продавца или изготовителя провести экспертизу товара. Обычно, она проводится после проверки качества, если результаты последней не удовлетворили продавца или покупателя. Однако, экспертиза может быть проведена и без предварительной проверки качества. Очень часто экспертиза проводится в рамках судебного рассмотрения спора о защите прав потребителей.

Экспертиза товара проводится за счет продавца, изготовителя. Они же оплачивают доставку товара, весом свыше 5 кг, к месту проведения экспертизы. Но, если она покажет, что причиной дефектов в товаре стали действия покупателя, то он должен будет возместить все расходы, связанные с экспертизой, продавцу.  Закон не предусматривает участие покупателя в проведении экспертизы, но он может в суде обжаловать заключение эксперта.

Право проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров, а также соответствия потребительских свойств товаров заявленной продавцами информации о них, принадлежит общественным объединениям потребителей.

Совет 2: Как происходит сертификация продуктов питания

Сертификация продуктов питания – это процедура, включающая в себя проверку качества продуктов и выдачу документов: сертификатов соответствия. Сертификация проводится на государственном уровне. В 2010 году на смену обязательной сертификации пришло обязательное декларирование соответствия.

Регистрация

Перед декларированием определенные группы товаров должны подвергаться государственной регистрации. Регистрации подлежат продукты питания, предназначенные для определенных категорий населения или содержащие «спорные» вещества. Это детские продукты, спортивное питание, специальные продукты для беременных женщин, БАДы, пищевые добавки, органические продукты и продовольствие, содержащее ГМО.

После регистрации этих продуктов можно приступать к их добровольному декларированию. Добровольное декларирование, пришедшее на смену обязательной сертификации, переносит ответственность за качество продукции с плеч государства на плечи производителя. Поскольку государство больше не осуществляет контроль над производством, то задачу проведения контроля над производственными мощностями изготовитель берет на себя.

Порядок декларирования

Процесс декларирования начинается с подачи заявления на сертификацию. После этого компетентные органы принимают решение о схеме декларирования и направляют экспертов для отбора образцов. Образцы исследуются в лабораторных условиях, и на основании анализов принимается решение о возможности выдачи декларации соответствия или сертификата качества (при добровольной сертификации).

Главное отличие обязательной сертификации от добровольного декларирования заключается в том, что при обязательной сертификации проводилась проверка производства. При добровольном декларировании анализ производства не производится, проверяются только продукты.

Целью сертификации или декларирования является обеспечение надлежащего качества продуктов. Для предприятий декларирование открывает широкие возможности для внутренней торговли, а также для экспорта. Декларация соответствия позволяет развивать профессиональную деятельность и выходить на новые рынки.

Обязанности производителя пищевой продукции

Производитель продуктов питания должен обладать полным пакетом грамотно составленных нормативных документов, идентифицирующих продукцию. Эти документы должны содержать все данные о продукции, описывать методы исследований качества и подтверждать результаты проведенных анализов. Обязательным является наличие документов, подтверждающих требования к хранению и транспортировке продукции. Эта информация нужна для того, чтобы снять с производителя ответственность за неправильную транспортировку.

Также в обязанности производителя входит подача заявления на проведение испытаний в одной из аккредитованных государством лабораторий. По получении результатов исследований компания анализирует показатели экспертизы. Также производитель должен проверить качество упаковки и позаботиться о том, чтобы этикетка содержала полную информацию о продукте.

Совет 3: Как возвратить товар ненадлежащего качества

Даже при покупке товара в проверенном магазине есть риск, что он может оказаться некачественным. В этом случае государство стоит на стороне потребителя, оставляя для него возможность обменять подобную покупку.
Инструкция
1
По возможности найдите конкретный дефект в вашем товаре. Учтите, что товары с гарантийным сроком можно возвращать только до его истечения.
2
Придите в магазин с товаром, его оригинальной упаковкой (если она сохранилась) и чеком. В случае отсутствия чека доказать покупку будет сложнее, например, может понадобится привлечение свидетелей. Также заменить этот финансовый документ может, например, гарантийный талон с указанием места приобретения товара.
3
Сообщите продавцу, чего вы хотите. Вы можете требовать возврата денег за некачественный товар или его обмена на аналогичный. Учтите, что при обмене товара должны быть получены подтверждающие документы, например, новый чек. Это необходимо в том случае, если и второй экземпляр продукции окажется некачественным и возникнет необходимость его вернуть.
4
При отказе продавца выполнять ваше желание попросите его пригласить менеджера или директора. Зачастую вопросы возврата покупки легче решать на уровне руководства.
5
Если ни один из сотрудников магазина не согласился с вашими доводами и деньги вам не возвращают, обратитесь в службу по защите прав потребителей. Там вам помогут составить жалобу на указанный магазин и подскажут, в какое государственное учреждение ее нужно передать. Если и этот метод не подействует, обращайтесь в суд. Если вы достаточно грамотны с юридической точки зрения, вы сможете представлять себя сами, в противном случае придется потратить деньги на адвоката. Также будьте готовы к тому, что вам придется за свой счет произвести экспертизу некачественного товара. Но в случае вашей победы стоимость работы экспертов и другие судебные издержки должен будет оплатить магазин. Также, кроме стоимости товара, вы можете попробовать взыскать и деньги за моральный ущерб. Вероятность их получение невелика, но существует, хотя суммы чаще всего оказываются весьма скромными, если речь не идет о реальном вреде, который вам принесло использование некачественного товара.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше