В элементарном понятии парус – это определенной площади кусок материи, называемой парусиной. Полотнам придают такую форму, чтобы при наполнении их ветром, парус был обтекаем и мог развивать наибольшую полезную силу. При изготовлении современных парусов используют синтетические материалы. Парус крепится с помощью рангоута и такелажа.

Виды парусов



Существует множество типов парусов. Прямые паруса – устанавливаются поперек судна и имеют вид трапеции. Латинский парус – в виде прямоугольного треугольника, большей стороной крепится к рейку. Бермудский парус – имеет вид треугольника и растягивается по мачте и гику. Люгерный парус – представляет собой неправильную трапецию, крепится к рейку и гику.


При выборе паруса необходимо учитывать вид судна и конкретные условия эксплуатации. На лодках можно применять как косые, так и прямые паруса. Прямой парус используют как дополнительный, потому что он хорошо работает только при попутном ветре, если порывы ветра не соответствует курсу – парус разворачивает. Косые паруса позволяют идти под углом к ветру, но при их использовании необходимо применять элементы уменьшающие дрейф, а также нужны органы управления.

Площадь паруса зависит от подводной части судна, а точнее от его формы, а также площадь определяет высота надводного борта и остойчивости. При применении парусного сооружения судно должно соответствовать следующим параметрам:
L : B = не более 4
B : T= не менее 4-5
B: H =не менее 3
H : T=не менее 2
Где L — длина, B — ширина, T — осадка, H — высота борта от киля до планширя.

Точность – залог успеха



Для того чтобы узнать точные размеры парусов, необходимо использовать данные, указанные в справочниках, например, в справочнике по мелким судам Ю.В. Емельянова и Н.А. Крысова.

Если судно отходит от данных соотношений в худшую сторону, то площадь его парусов должна быть меньше табличной примерно на 25%.

Парус обязательная и очень важная часть любого мелкого судна. Так, он создает силу тяги, поэтому он должен легко регулироваться, выдерживать большие нагрузки, быстро устанавливаться и убираться. Для всего этого используют вспомогательное оборудование: укрепляют шкаторину тросиками, дополнительно прошивают углы парусов и вставляют дополнительные куски из твердой парусины, усиливают углы металлическими пластинами, пришивают латкарманы.

Надо учитывать, что невозможно сшить парус на все виды ветров (слабый или штормовой). Моряки для того чтобы расширить диапазон применения парусов изобрели несколько приемов, такие как изгиб мачты (назад при слабом ветре и вперед при сильном), уменьшение площади паруса путем наматывания его на такелаж и т.д. Такие приемы также необходимо знать и уметь применять для успешного выхода на судне с парусом.