Совет 1: Физические свойства поваренной соли

Поваренная соль, или хлорид натрия, согласно ее научному названию, широко применяется нами в приготовлении пищи. Да что там – без поваренной соли ни один процесс приготовления пищи не обходится! Но все, что мы знаем об этом белом веществе – это всего лишь то, что им хорошо подсаливать супы, мясо и прочие блюда. А что еще?
В древние времена соль называли "белым золотом"
Поваренная соль, на самом деле, имеет несколько названий, если рассматривать ее со стороны химии. Поваренная соль – это та же самая каменная соль, которая является осадочной породой такого минерала, как галит. Но вряд ли кто знает о таком, потому что использование данного термина в отношении минерала, который дает всем нам знакомую поваренную соль, присуще исключительно геологам, а не простым людям, как мы с вами.

Поваренная соль, конечно, была открыта не ими, геологами, а обычными людьми, причем древними. Тогда ей дали название «белое золото», ведь свойства ее были действительно ценными, каковыми остаются и по сегодняшний день.

Первые главные из физических свойств поваренной соли – это ее солоноватый вкус (при полнейшем отсутствии какого-либо запаха у нее) и характерный прозрачный или белый оттенок; также она имеет слабый стеклянный блеск.

Однако в природе можно встретить каменную соль и других оттенков: например, серого, желтого или даже голубого и красного. Все это вполне нормально для галита и очень легко и доступно объясняется тем, что необычный оттенок минералу придают различного рода примеси. В зависимости не только от вида, но и от количества примесей галит меняет свой оттенок. Белый или прозрачный оттенок ему придают образовавшиеся внутри минерала пузырьки воздуха. Желтый и синий цвет галит может приобрести из-за рассеявшихся частичек металлического натрия, а красный – от частичек гематита. Серый же оттенок может появиться от взаимодействия минерала с частицами глины.

Осадок с «цветных» пород галита не попадает на прилавки наших магазинов – в пищу может быть употреблена исключительно белая поваренная соль, не имеющая примесей, которые могут навредить человеческому организму или и вовсе быть совершенно непригодными для использования в пищу.

По шкале Мооса твердость галита составляет всего лишь 2-2,5, что объясняет измельченную до гранул форму соли, в какой мы привыкли ее видеть. На поверхности минерала можно без особых усилий оставить заметную черту, проведя по поверхности стеклом, да и раскрошить его можно, не прибегая к особым усилиям.

Соль абсолютно растворяется всего лишь при 25°С, а вот чтобы расплавить ее, потребуется температура в разы больше – примерно 801°С. При температуре в 1413°С каменная соль может спокойно закипеть.

Все эти физические свойства поваренной соли не только объясняют ее внешний вид и присущий вкус, но и многие другие интересные характеристики.
Видео по теме

Совет 2 : Как охарактеризовать соль как минерал

Поваренная, или кухонная соль залегает в природе в виде минерала галита. Природный галит чаще всего в пищу не пригоден, для получения поваренной соли его подвергают переработке. Цветная соль, рекламируемая сторонниками альтернативной медицины, содержит ртуть и радионуклиды. В пищу она совершенно не годится.
Минерал галит - источник поваренной соли
Поваренная соль, которую чаще всего называют просто солью – единственный из минералов, непосредственно употребляемый человеком в пищу. Его минералогическое и геологическое название – галит, химическое – хлорид натрия, химическая формула – NaCl.

Минералогические свойства галита следующие. Класс – хлориды. Сингония – кубическая, то есть, галит кристаллизуется в виде кубических кристаллов. Крайне редко встречается октаэдрический галит, кристаллами в виде двух сложенных основаниями четырехгранных пирамидок.

Галит ассоциирует, то есть склонен к залеганию с другими минералами – к сильвину, карналиту, доломиту, арагониту, кизериту, ангидриту, кианиту, гипсу.

Цвет галита – от бесцветного (прозрачного или просвечивающего) до белого. Цвет черты – белый. Это значит, что, если провести кристалликом галита по неглазурованной фарфоровой пластинке (пробирному камню), то останется белый след. Цвет черты – важный диагностический признак в минералогии, он может сильно отличаться от цвета поверхности минерала. К примеру, полудрагоценный минерал гематит (кровавик) имеет серо-стальной цвет, а цвет его черты – красный.

Блеск – стеклянный, жирноватый, как будто кристаллом провели по куску сала. Самый жирный блеск – у белого нефрита, его так и называют сальным, а самый чистый – у алмаза.

Спайность – совершенная по трем плоскостям. Это значит, что от удара кристалл галита раскалывается на более мелкие кубики с четкими гранями и ребрами, не пыля и не крошась.

Излом – раковистый, то есть, с гладкими, но не совсем ровными поверхностями, как показано на врезке слева вверху рисунка. У минералов с гексагональной сингонией излом похож на раскрытую ракушку, отсюда и название.

Твердость – 2, это очень низкое значение. Галит легко царапается сталью и даже пластиковым столовым ножом.

Плотность – 2,1-2,2 г/куб. см.

Показатель преломления света – 1,544, это примерно как у оптического стекла.

Растворимость – в воде, очень хорошая, 370 г/л.

Особые свойства

Вкус – соленый. Предостережение: не пробуйте на вкус природные минералы, не имея специального образования и опыта работы!

При внесении в пламя даже в ничтожных количествах окрашивает его в интенсивно желтый цвет. Это объясняется излучением ионами Na+ яркой линии в желтой области спектра. По этому признаку галит легко отличить от очень похожего на него сильвина: процарапав кристаллик кончиком ножа, ввести его в пламя зажигалки. Желтое свечение резко усилится.

Галит сам по себе не ядовит, но ионы натрия играют важную роль в регуляции сердечной деятельности (так называемый натриевый баланс). Поэтому бессолевая диета безусловно вредна, также как и пересаливание пищи. Однократный прием галита в дозировке 3-8 г на 1 кг веса тела (150-280 г) приводит к смерти от остановки сердца. Для человека среднего веса суточная норма потребления соли – 0,6-1,2 г.

В жаркую погоду с потом выделяется много солей, поэтому питье чистой воды в больших количествах может вызвать гибель человека от нарушения натриевого баланса, как кочегара в известной песне «Раскинулось море широко». При работе или службе в условиях интенсивного потовыделения питьевую воду нужно подсаливать или принимать с питьем специальные солевые таблетки.

Происхождение и залегание

Галит – минерал осадочный, образуется путем осаждения из природных соляных растворов. Месторождения галита, образовавшиеся путем кристаллизации из расплава, неизвестны. Изредка оседает в кратерах вулканов путем сублимации.

Галит залегает кубическими кристаллами, мелкокристаллическими (шероховатыми) и плотными мраморовидными корками, а также цельными массивами в виде мощных пластов. Природный галит содержит до 8% примесей, часто придающими ему цвет от синего до красного. Естественные кристаллы галита очень часто покрыты с поверхности белой или желтоватой коркой гипса. В Большой Австралийской пустыне, Сахаре, пустынях Намиб и Такла-Макан известны естественные кристаллы галита с ребром куба до 1,2 м.

Добыча и переработка

Природный галит чаще всего не пригоден к употреблению в пищу из-за наличия примесей. Его очистку производят путем выпаривания: содержащую галит породу (солонцеватую землю, отложения морских солей и другие) растворяют в воде, затем нагревают получившуюся рапу (тузлук) и собирают осадок. Этот способ наиболее эффективен в жарких странах, где для выпаривания рапы используется естественное тепло Солнца.

Месторождений галита высокой чистоты, дающих столовую соль непосредственно после помола сырья, в мире мало. По величине запасов выделяются несколько. Артемовское, оно крупнейшее в мире, находится на территории Украины; фактически контролируется ДНР. Летом 2014 года разработка там не ведется по причине гражданской войны. Соликамское месторождение находится в России, а Штасфуртское – в Германии.

О цветной соли

Еще лет 250-300 тому назад в Поволжье добывалась соль красного и малинового цвета с ароматом земляники и малины. Это было обусловлено наличием в ней органических примесей – остатков древнейших водорослей и бактерий. Цветная соль доставлялась к царскому столу. Ее самовольная добыча и употребление без ведома самодержца его подданными, вплоть до бояр, каралось смертной казнью.

Ныне эти месторождения давно исчерпаны, но цветная соль в природе встречается; друза ее кристаллов показана на врезке в рисунок справа вверху. Однако в данном случае красный цвет соли придает сильно ядовитое соединение ртути киноварь, а синий – радиоактивный кобальт.

В интернете идет довольно бойкая торговля цветной солью. Шарлатаны рекламируют ее якобы магические и целебные свойства. Это заведомая ложь, губительная для здоровья доверчивых и мнительных простаков. Цветная соль – яд и радионуклид. Употребление ее в пищу категорически запрещено медико-санитарными правилами во всем мире.

Совет 3 : Какого цвета поваренная соль

Этот пищевой продукт знаком каждому. Поваренная соль широко используется в быту. Ее применяют для приготовления многих видов пищи. Каким бывает цвет этого продукта? Это свойство соли определяется ее химическим составом и местом происхождения.
Какого цвета поваренная соль

Пищевая соль: свойства и значение

Пищевую соль называют по-разному: «хлорид натрия», «хлористый натрий», «каменная соль» или просто «соль». Различают несколько видов соли: нитритную, йодированную, мелкого и крупного помола. В зависимости от степени чистоты поваренная соль делится на ряд категорий (сортов): экстра, высший сорт, первый и второй.

Соль необходима для жизнедеятельности человека и подавляющего большинства видов животных. Ионы натрия активно участвуют в передаче нервных импульсов в организме, они отвечают за сокращение мышечных волокон. Если концентрация хлористого натрия в организме недостаточна, человек может чувствовать повышенную утомляемость и общую слабость. Признаками дефицита этого вещества становятся тошнота, головокружение и головные боли.

Каким бывает цвет поваренной соли

Люди привыкли к белому цвету соли. Но если это вещество измельчить, оно примет вид бесцветных кристаллов. Если продукт имеет природное (морское) происхождение, в нем почти всегда имеются примеси других минеральных веществ. Они вполне могут придавать продукту разные оттенки, но чаще всего цвета природной соли имеют разные градации бурого или серого.

И все же в чистом виде хлорид натрия не имеет цвета. Встречается в природе так называемая «царская» соль: она отличается приятным ароматом и розоватым оттенком. Цвет ее определяется микроскопическими включениями, которые попадают в вещество из воды соляных источников. Производство розовой соли развивается в Крыму. Ее добывают до нескольких тонн в год, но в перспективе объемы добычи розовой соли планируется довести до 100 тонн.

Встречается поваренная соль с уникальным синим оттенком. Но в природе такой продукт – большая редкость. А вот в лабораторных условиях ее получают без особого труда. Для этого в закрытой емкости нужно нагреть смесь металлического натрия и хлористого натрия. Металл обладает свойством растворяться в поваренной соли. Когда кристалл охлаждается, он принимает синюю окраску. Теперь попробуйте растворить этот синий продукт – и вы убедитесь в том, что раствор будет бесцветным.

В шахтах Пакистана добывают также соль красного оттенка. Известны экзотические сорта хлорида натрия: розовая перуанская соль, розовая гималайская и даже черная. Такие виды пищевого продукта нередко добывают ручным способом: промышленные технологии пока не позволяют разрабатывать специфические месторождения уникальных сортов поваренной соли.

Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500