Совет 1: Расшифровка бактериального анализа кала

Кал (стул) – это содержимое дистального отдела толстого кишечника, которое выделяется во время акта дефекации. Он состоит из остатков переваренной пищи, остатков пищеварительных соков, микроорганизмов (95% которых уже мертвы), воды. Для исследования бактериального состава кала существует бактериальный анализ кала (анализ кала на дизгруппу, бакпосев). Направлено это исследование на обнаружение возбудителей кишечных инфекций.

Бактериальный анализ кала: понятие, показания для проведения

Бактериальный анализ кала направлен на определение микрофлоры кишечника и выявление патогенных бактерий, вирусов.

Микрофлора кишечника богата на различные микроорганизмы. Они подразделяются на облигатную группу бактерий (лакто- и бифидобактерии, кишечная палочка и др.), добавочную (стафилококки, грибы) и транзиторную (условно-патогенные микроорганизмы). Облигатная группа составляет 95% - 98% от всей микрофлоры. В ее функции входит синтез витаминов группы В и витамина К, обмен жиров, водно-солевой обмен, тепловой обмен, выведение токсинов, формирование иммунитета и др. При нарушении баланса микрофлоры проявляется дизбактериоз. При попадании в кишечник патогенных микроорганизмов (например, сальмонеллы) разовьется инфекционное заболевание. Для того, чтобы определить характер дизбактериоза или наличие заболевания, назначается бактериальный посев кала (баканализ).

Показания для проведения бактериального анализа:

- новорожденным, матери которых страдают бактериальным вагинитом, и которые длительное время находятся в родильном доме;
- детям, у которых наблюдается длительное расстройство пищеварения, частые простудные заболевания;
- при длительной антибиотикотерапии, гормонотерапии, длительном лечении НПВС;
- после инфекционных заболеваний желудочно-кишечного тракта или глистных инвазий;
- при проведении химиотерапии и лучевой терапии у онкологических больных;
- при иммунодефицитных состояниях.

Расшифровка результатов баканализа

Нормы показателей бакпосева отличаются у детей младшего возраста, старшего возраста и взрослых. Одна бактриальная клетка - КОЕ (колониеобразующая единица), в этих единицах измеряется концентрация или количество микроорганизмов в исследуемой среде. Считают КОЕ разными способами: подсчет под микроскопом в определенном количестве образца, разделение твердой среды на сектора и подсчет количества микробов в одном секторе и др. Записываются в степенях (10*10, 10*8 и т.п.), обозначаются как КОЕ/мл, КОЕ/см.кв. и т.д.

Бифидобактерии составляют 95% бактерий кишечника, участвуют в синетезе витаминов группы В, формируют иммунитет. Причиной снижения их количества могут стать неправильное питание и медикаментозная терапия, кишечные инфекции и хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, ферментопатии и иммунные заболевания, смена климатических зон и стресс.

Показатели в норме:

- дети до года: 10*10–10*11
- дети старшего возраста: 10*9–10*10
- взрослые: 10*8–10*10

Лактобактерии составляют 4%-6%, поддерживают уровень РН в кишечнике, вещества, ими вырабатываемые, участвуют в уничтожении патогенных бактерий, вырабатывают лактазу. Причиной снижения их количества могут стать неправильное питание,медикаментозная терапия, кишечные инфекции, хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, стресс.

Показатели в норме:

- дети до года: 10*6–10*7
- взрослые: 10*6–10*8

Эшерихии участвуют в образовании витаминов, формировании иммунитета, переработке сахаров. Они появляются в организме с рождения и находятся там на протяжении всей жизни человека. Причиной снижения их количества могут стать неправильное питание, антибиотикотерапия, кишечные инфекции и гельминтозы.

- дети до года: 10*6–10*7
- взрослые: 10*6–10*8

Бактероиды помогают перерабатывать жиры. Не высеиваются у младенцев, лишь у детей с 8-9 месяцев. Антибиотикотерапия и кишечные инфекции могут привести к снижению их количества в кишечнике.

- дети до года: 10*7–10*8
- взрослые: 10*7–10*8

Пептострептококки участвуют в переработке углеводов и молочных белков, а также помогают контролировать нормальный уровень РН в кишечнике. Попадая в другие органы и системы вызывают воспаление.

- дети до года: 10*3–10*5
- дети старшего возраста: 10*5–10*6
- взрослые: 10*5–10*6

Энтерококки участвуют в переработке углеводов, производстве витаминов, формировании местного иммунитета (в кишечнике). При превышении количества вызывают ряд заболеваний. Причинами увеличения их количества могут стать снижение иммунитета, пищевая аллергия, антибиотикотерапия, неправильное питание, снижение количества эшерихии, гельминтозы.

- дети до года: 10*5-10*7
- дети старшего возраста: 10*5–10*8
- взрослые: 10*5–10*8

Сапрофитные стафилококки бывают непатогенные (негемолитический и эпидермальный) и патогенные (плазмокоагулирующий, гемолитический и золотистый). Золотистый вызывает токсические инфекции. Патогенных стафиллококков в бакпосеве в норме быть не должно. В организм они попадают из окружающей среды при "помощи" грязных рук, недоброкачественной пищи, внутрибольничной инфекции.

- дети до года: ≤104
- дети старшего возраста: ≤104
- взрослые: ≤104

Клостридии участвуют в переработке белков, в результате вырабатывается скатол и индол. В малых количествах эти вещества стимулируют перистальтику, в больших могут вызвать гнилостную диспепсию. Большое количество белковой пищи может привести к патологическому росту клостридий.

- дети до года: ≤103
- дети старшего возраста: ≤105
- взрослые: ≤105

Грибы рода candida (кандида). При увеличении их в кишечнике появляется бродильная диспепсия, при увеличении их количества в других органах развиваются различные кандидозы. К разрастанию кандид может привести большое количество углеводов в пище, антибиотикотерапия, сахарный диабет, беременность, стресс.

- Дети до года ≤103
- Дети старшего возраста ≤104
- Взрослые ≤104

Патогенных энтеробактерий (сальмонелла, шигелла) в бакпосеве обнаруживаться в норме не должно!

Правила сбора кала на бактериальный анализ

За несколько дней до сбора отменить антибиотики (не начинать прием антибиотиков прежде, чем будет сдан баканализ), НПВС, слабительные, противодиарейные и противоглистные препараты. Не ставить накануне клизмы. Предупредить врача о принимаемых препаратах, о посещенных незадолго до сдачи анализа странах (в кале могут быть специфические грибы или паразиты).

Собирать кал нужно в стерильный контейнер. Собирается он специальным шпателем из трех разных мест одной порции испражнений, объем примерно треть стандартного контейнера (2 чайные ложки). Кал не должен контактировать с мочой, водой, чистящими или моющими средствами.

В идеале кал доставляется в лабораторию теплым ( не более 40 минут после акта дефекации), но допустимо время доставки до 3 часов. В экстренных случаях возможно хранение контейнера с калом в холодильнике до 8 часов, но стоит помнить, что долгое хранение может повлиять на результат.

Совет 2: Как сдавать анализы на кишечную группу

В кишечнике человека живет огромное количество бактерий, как безвредных, так и условно-патогенных. Если иммунитет организма снижается, условно-патогенные бактерии становятся агрессивными и наносят вред здоровью. Кроме того, есть и бактерии которые вредны изначально. Если они попадают в кишечник, то могут вызвать диарею и более серьезные проблемы. Чтобы узнать, если в кишечнике «вредители», назначают анализ кала на кишечную группу.
Вам понадобится
  • стерильный контейнер для сбора кала
Если вас беспокоят какие-то проблемы с кишечником, обязательно сходите к врачу, расскажите о своих проблемах и попросите назначить вам анализ кала на кишечную группу.
Выясните и запишите, куда именно и в какое время вам необходимо принести кал на анализ. Спросите у врача, какие продукты не следует употреблять в пищу накануне сбора анализа.
Сходите в аптеку и купите специальный контейнер для сбора кала. Это обычная пластиковая баночка с герметично завинчивающейся крышкой с удобной ложечкой для сбора кала. Контейнер стерилен, потому открывать его без надобности не стоит.
Если вы не смогли найти контейнер для сбора кала в аптеках (такое случается, но очень редко, или же у вас не было на это времени), возьмите любую стеклянную посуду с крышкой. Можно использовать банку из-под майонеза или иного продукта. Тщательно вымойте и прокипятите посуду. Для этого положите на дно кастрюли тканевую салфетку, на нее баночку, залейте водой. Доведите воду до кипения, подождите 5 минут. Затем выньте банку, положите ее на чистое полотенце и дождитесь высыхания.
В назначенный день соберите свежий кал и положите в емкость. Достаточно объема, равного паре чайных ложек. Не проводите гигиенические процедуры перед сбором материала, иначе мыло и иные продукты могут попасть в материал. Не храните анализы долго – чем быстрее вы привезете их в лабораторию, тем лучше. До выхода из дома положите контейнер в холодильник.
Отдавая анализы в лабораторию, прикрепите к баночке направление, чтобы не возникло путаницы. Уточните, где и когда вы сможете забрать результаты.
Обратите внимание
Результаты анализа кала на кишечную группу вы получите не ранее, чем через неделю. Это срок, который необходим для того, чтобы бактерии дали «урожай».
Полезный совет
Анализ кала назначается не только больным, но и здоровым людям в профилактических целях.
Источники:
  • Анализ кала на кишечную группу
Источники:
  • МИКРОЭКОЛОГИЯ КИШЕЧНИКА У ДЕТЕЙ И ЕЕ НАРУШЕНИЯ
  • Бактериологическое исследование кала. Анализ кала на дисбактериоз, анализ кала на кишечную инфекцию. Расшифровка, нормальные значения у детей и у взрослых. Как правильно подготовиться и как правильно собрать материал.
  • Бактериологический посев (бакпосев)