При любой инвалидности в дело вступают компенсаторные механизмы: отсутствие или слабость одной функции компенсируется за счет других. Люди с тяжелыми нарушениями слуха пользуются средствами общения, обращенными к зрению. При этом задействован «инструмент», который всегда «при себе» – руки.

Общение глухонемых друг с другом



Глухонемые люди используют два вида знаковых систем – дактильную азбуку и жестовую речь.

Дактильная азбука – это система ручных знаков, соответствующих буквам. Рука, сжатая в кулак, обозначает букву «а», ладонь с выпрямленными сжатыми пальцами и отставленным в сторону большим – «в» и т.д. Такие азбуки различаются от языка к языку. В некоторых странах (например, в Великобритании) дактилируют двумя руками.


Русская дактильная азбука предполагает дактилирование одной рукой (чаще используется правая, но это принципиального значения не имеет). Рука согнута в локте, кисть находится перед грудью.

В жестовой речи жесты обозначают не отдельные буквы или звуки, а целые слова и понятия. Существуют жестовые языки, сложившиеся именно в общении глухих людей, которые по структуре отличаются от словесных языков, и калькирующая жестовая речь, воспроизводящая структуру словесной. Это своего рода «мост» между языком глухих и языком слышащих.

Обычно глухонемые используют жестовую речь как основную, а дактильную – как вспомогательную, обозначая ею имена, названия, специальные термины – словом, все то, для чего нет понятий-жестов.

Общение глухонемых со слышащими



Глухонемой человек не живет изолированно от «мира слышащих», и к интеграции в этот «мир» таких детей готовят еще до поступления в детский сад.

Глухота крайне редко бывает тотальной. В большинстве случаев у человека есть остаточный слух, который работает на определенных частотах и на очень большой громкости. Такие люди пользуются сверхмощными слуховыми аппаратами. Полноценно слышать при этом нельзя, но определенную долю слуховой информации человек все же получает. Во время занятий ребенку надевают наушники с мощным усилением звука.

Сурдопедагоги (учителя и воспитатели, работающие с глухими детьми) задействуют все доступные «информационные каналы», чтобы «достучаться» до мозга ребенка. Детей рано учат читать. В специализированных детских садах все действия сопровождаются демонстрацией табличек со словами и словосочетаниями. Явившись в детский сад, ребенок должен взять табличку «Привет», а уходя – «Пока», после еды – «Спасибо» и т.д. Демонстрация табличек сочетается с жестами, дактилированием. Обучая ребенка дактильной азбуке, педагог учит его складывать губы соответственно буквам, прикладывает его руку к щекам, горлу или носу, чтобы ребенок ощутил вибрацию.

Благодаря таким усилиям у большинства детей удается развить до известной степени даже звуковую речь. Говорят такие люди невнятно, их речь отличается по тембру, но при желании понять их можно. Такие люди умеют читать по губам, что позволяет им понимать слышащих. Общаясь с глухим или слабослышащим человеком, нельзя отворачиваться или прикрывать рот рукой.

Но все-таки общение глухонемых людей со слышащими остается затрудненным. В быту такие люди обычно пользуются записками. В ряде случаев глухонемым людям помогают сурдопереводчики. Потребность в их услугах возникает, когда глухие обращаются к врачу, дают показания в полиции или в суде, имеют дело с чиновниками. В настоящее время существуют даже православные храмы, где богослужения проходят с участием сурдопереводчика. К сожалению, количество сурдопереводчиков в Российской Федерации невелико: на 1000 глухих людей приходится всего лишь три сурдопереводчика. Решение этой проблемы – дело будущего.