Совет 1: Почему крапива жалит

Крапива обладает уникальными лечебными свойствами, а также используется для косметических процедур. Но сбор этого растения - дело непростое, так как природа защитила растение жалящими шипами.

Полезные свойства крапивы

Всего насчитывается около 50 видов крапивы. Наибольшее распространение на территории России получили крапива двудомная и жгучая. Крапива обладает мочегонным, слабительным, противосудорожным, отхаркивающим, ранозаживляющим, общеукрепляющим действием. Экстракт крапивы используется для остановки длительных или обильных кровотечений у женщин. Крапиву назначают для лечения сотни различных болезней, включая камни в почках и желчном пузыре, болезни печени и желчевыводящих путей, геморрой, сердечные заболевания, туберкулез, аллергические реакции, бронхиты, кожные заболевания и т.д.

Крапива - кладезь витаминов и микроэлементов. В ее листьях содержится в два раза больше аскорбиновой кислоты в сравнении со смородиной. Также крапива богата каротином, витаминами В2 и К. Крапива - источник солей железа, калия, серы, растительного белка и пантотеновой кислоты. Она улучшает свертываемость крови, повышает гемоглобин и снижает концентрацию сахара.

В косметологии крапиву используют в уходе за волосами и кожей головы. Она останавливает выпадение волос, улучшает их внешний вид, а также успешно борется с перхотью. Крапиву даже используют в пищу: из нее варят щи и салаты.

Почему крапива жалит

Листья и стебель крапивы покрыты тонкими шипами, которые называются стрекательные клетки. На конце каждого из них находится мешочек с жидкостью, в состав которой входят муравьиная кислота, гистамин и витамин В4 - холин. Если прикоснуться к растению, повредив шипы, содержимое мешочка проникнет в кожный покров. Это место начинает зудеть, краснеет и выглядит как ожог. Реакция, развивающаяся от поражения кожи, вызывает боль и крайне неприятна. Смыть жидкость нельзя, так как она проникла под кожу. В основном, содержимое мешочка не приносит вреда организму человека и животных, хотя известно, что на ожог тропического вида крапивы - Онгаонге - иногда развивается сильная аллергическая реакция, которая может иметь летальный исход.

Жалящие свойства крапивы схожи на механизм действия стрекательных клеток медуз, актиний и других водных обитателей. Поражающие жала свернуты в клубочек и распрямляются при прикосновении к ним. Поэтому при сборе крапивы необходимо аккуратным, но твердым движением надломить стебель, чтобы шипы оставались прижатыми к нему. Тогда клубочек на конце шипа останется невредимым и жидкость не проникнет под кожу. Если же поражение все-таки произошло, то необходимо нейтрализовать действие кислоты щелочной реакцией. Это можно сделать с помощью сока щавеля или пищевой соды. Пасту из соды, смешанной с небольшим количеством воды, наносят на пораженную кожу и держат до исчезновения жжения.

Совет 2: Почему жалит пчела

Ужалив человека, пчела погибает, а потому эти насекомые, в отличие от ос, используют свое жало только в крайних случаях. Чаще всего людям приходится сталкиваться с укусами медоносных пчел.

Согласно наблюдениям как ученых, так и опытных пасечников, многие виды пчел жалят только в самых крайних случаях и почти никогда не нападают без причины. Эти насекомые атакуют человека, только если видят в нем угрозу. В частности, речь идет о защите улья или меда, поэтому профессионалы никогда не работают на пасеке, не надев специального защитного костюма. Также, как это ни парадоксально, пчела может ужалить человека, если хочет защитить себя. Это значит, что если вы сожмете насекомое в руке, то наверняка получите болезненный укус.

Есть и целый ряд неочевидных причин, по которым пчелы могут ужалить. Например, эти насекомые не переносят сильные запахи. Особенно им не нравится резкий аромат духов, хотя они могут среагировать и на запах пота. Людей в темной одежде пчелы жалят гораздо чаще, чем в светлой. Почему это происходит, неизвестно, однако, чтобы обезопасить себя, пасечники для работы с ульями надевают светлый защитный костюм.

Запах дыма также может стать причиной нападения пчел на людей. Ученые считают, что эта реакция обусловлена особым инстинктом, который связывает запах дыма с лесными пожарами, уничтожающими мед и жилища насекомых. Цель пчел в этом случае – как можно быстрее собрать мед и улететь в безопасное место, а любое существо, вставшее на их пути, воспринимается как угроза, которую нужно устранить. Важно знать также о том, что пчелы агрессивно реагируют на свой собственный яд. Это значит, что если вас ужалила хотя бы одна пчела, остальные насекомые немедленно почувствуют это и тоже могут вас атаковать.

Агрессивность пчел напрямую зависит от их породы. Например, карпатские считаются наиболее спокойными. Они редко нападают на людей и не всегда защищаются даже в случае серьезной угрозы. Среднерусские и кавказские пчелы гораздо более агрессивны. Некоторые из этих насекомых в особых случаях могут даже ужалить человека без видимой причины.

Совет 3: Почему медузы жалят

Медузы очень древние создания, они живут на Земле уже более 650 млн лет. Эти удивительные животные появились до динозавров и акул. Некоторые виды медуз могут жить и в пресной воде. Обычно, кроме того что эти существа больно жалят, люди ничего о них не знают.

По краям тела медузы располагаются щупальца с клетками, которые содержат капсулы яда, вызывающего ожоги. Крошечные «гарпунчики» парализуют маленькую добычу. Медузы караулят рыбок и других обитателей морей, люди тоже часто становятся жертвами токсина. Но далеко не все эти животные ядовиты. «Жгучие» медузы преобладают в Атлантическом океане у берегов США.

В основном животные активны летом и осенью. Даже медуза, которая недавно была выброшена на берег, является опасной, пока щупальца ее мокрые.

Есть несколько видов медуз, которые способны своим ядом убить человека, например, морская оса, которая живет в прибрежных водах Австралии. Каждый год это животное собирает свою мрачную «жатву» - от ее прикосновений погибает около 60 человек. Ее токсин опаснее яда кобры.

Если вас ужалила обычная жгучая медуза, нужно удалить чем-нибудь ее с себя и ополоснуть раненую поверхность морской водой. Желательно протереть область поражения пищевым уксусом, это нейтрализует действие жала, которое осталось под кожей, оно не сможет больше выделять яд. Потом нужно смазать поврежденный участок кремом для бритья, когда средство высохнет, «гарпунчики» медузы останутся в нем. Соскоблите крем. После этих действий боль должна утихнуть через час. Если же этого не происходит, обратитесь к врачу.

Кроме болезненности в «ужаленных» участках здоровому человеку ничего не грозит. Хуже, если развивается аллергическая реакция. Может возникнуть анафилактический шок, а это уже очень опасно, без медицинской помощи обойтись будет невозможно. Чтобы не допускать неприятных встреч с ядовитыми медузами, внимательно смотрите по сторонам. Спросите у местных жителей или «старых» отдыхающих, о безопасных местах для купания.

Ученые исследуют жгучих медуз, ищут противоядие от смертельного прикосновения морской осы. Но на сегодняшний момент такого лекарства нет, поэтому, находясь на отдыхе, будьте предельно осторожными.

Источники:
  • Мифы и факты о медузах
Источники:
  • Крапива
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше