Совет 1: Контент-анализ в социологии

Социология как наука изучает общество, его структуру и закономерности развития. Для этого ученые-социологи используют специальные методы исследования, одним из которых является контент-анализ.
Контент-анализ в социологии

Что такое контент-анализ?


Контент-анализ – это научный метод, с помощью которого осуществляют сбор данных в социальных науках: социологии, психологии, политологии и других. Он позволяет облачить текстовую и графическую информацию (любой контент) в математическую форму, выразить качество количественно. Благодаря этому методу гуманитарные науки могут проводить исследования в соответствии с критериями научности. Полученные данные в виде числовых показателей подвергают статистической обработке в зависимости от целей и задач исследования.

Контент-анализ в социологии


В социологической науке контент-анализу могут подвергаться любые источники, содержание которых удовлетворяет интересам ученого и его исследования: печатные, радио и телевизионные СМИ, любые документы, реклама, контент сайта, слова респондента и многое другое.

Как проводится контент-анализ?


Исследователь выделяет смысловые единицы контент-анализа (слова, словосочетания, текст, события, имена людей и так далее). Выделенные смысловые единицы выражают изучаемую тематику. Они необходимы для того, чтобы обозначить, в чем именно проявляется объект исследования, и после подсчитать – каковы особенности этого проявления.

Далее, когда смысловые единицы выделены, исследователь приступает к их подсчету. Он оценивает в процентном соотношении, насколько сильно интересующее явление отражено в конкретном носителе информации. Таким образом, полученные в результате обработки данные позволяют ученому сделать те или иные выводы в соответствии с прежде поставленными задачами. Результаты контент-анализа в социологии чаще всего представляются в виде таблицы, содержащей значение для исследования выделенных смысловых единиц. Сегодня существует множество компьютерных программ, облегчающих подсчет данных в контент-анализе.

Пример контент-анализа


Ученый-социолог решил провести исследование на предмет гомофобии в печатных СМИ и сравнить показатели журнала «Н» и журнала «Г». Для этого он выделяет смысловые единицы, которые будут отражать негативные настроения среди авторов статей, содержащихся в журнале. Социолог берет журналы и вычитывает их, выделяя фразы в статьях, вроде «Кончита Вурст – Европа загнивает» или «нетрадиционные браки недопустимы». Выделяет все, что встретит на страницах выбранных изданий. В результате ученый получит два числа, отражающих частоту, с которой встречаются подобные выражения в одном и другом журнале. Таким образом, он сможет сравнить их между собой и сделать заключение о проявлении гомофобии в журналах.

Совет 2 : Как провести контент-анализ

Контент-анализ – это метод количественного анализа текстовых документов, широко применяемый в социально-гуманитарных науках. Суть его заключается в том, чтобы с помощью подсчета смысловых единиц достоверно определить смысл и направленность конкретного текстового сообщения.
Как провести контент-анализ
Инструкция
1
В качестве объекта исследования могут выступать любые документы, содержащие текстовые сообщения. В частности, газетные статьи, публичные речи общественных и политических деятелей, книги, ответы на вопросы анкеты, дневники, письма, официальные заявления и т.п. Контент-анализ может проводиться как ручным, так и автоматизированным способом. Второй вариант используется для изучения больших массивов текстовых данных и требует наличия вычислительной техники и специальных статистических программ.
2
Для проведения самостоятельного контент-анализа, без применения автоматических средств обработки, в первую очередь необходимо определить массив данных, с которыми будет вестись работа. К примеру, если предполагается анализ освещения в прессе региональной избирательной кампании, то необходимой выборкой станут все газетные публикации на эту тему за выбранный период.
3
Второй шаг в процедуре контент-анализа – отбор смысловых единиц, имеющих непосредственное отношение к изучаемой проблеме. В качестве смысловой единицы могут выступать отдельные слова, названия, словосочетания, несущие ключевую смысловую нагрузку. К примеру, в контексте избирательной кампании такими единицами могут стать фамилии кандидатов, словосочетания «модернизация экономики», «развитие малого бизнеса», «борьба за власть» и т.п. Причем выделенные смысловые единицы должны быть характерны для всех исследуемых текстов.
4
Следующий этап является одним из важнейших во всем процессе контент-анализа. Это кодификация единиц текста. Суть ее состоит в разработке правил соотнесения смысловых единиц с перечнем категорий анализа. Результатом этапа кодификации является разработка кодификатора, который включает в себя не только перечень наблюдаемых индикаторов, но так же данные о документе, в котором они присутствуют. Если речь идет о газетных статьях, то здесь будут учитываться название издания, город, дата выпуска, формат, количество страниц, страница размещения и тому подобное.
5
После формирования выборки сообщений, отборе смысловых единиц и создании кодификатора, переходят непосредственно к самому анализу текстов. На практике это выражается в составлении словаря, в котором каждое наблюдение (смысловая единица) относится к определенному типу или классу в соответствии с правилами кодификатора. После чего производится количественный подсчет употребления всех смысловых единиц. Важным моментом является так же приписывание ключевым упоминаниям конкретных оценок (позитивных, негативных или нейтральных). Иными словами требуется достаточно тонкое ранжирование. В качестве методов ранжирования традиционно применяются шкалирование путем парного сравнения или метод так называемой Q-сортировки. Подробнее ознакомиться с обеими упомянутыми методиками можно в учебниках по прикладной социологии или политологии.
6
Завершается процедура контент-анализа количественным подсчетом полученных данных и вычислением средней арифметической оценки шкалы для каждого случая. Затем полученные средние оценки определенным образом ранжируются.
Источники:
  • Политология: методы исследования. Дж.Мангейм, Р.Рич. М.1997
  • контент анализ статьи
Совет полезен?
Поиск
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500