На кого распространяется закон о защите прав потребителей



Принятый в 1991 году Закон Украины «О защите прав потребителей» устанавливает четкие правила игры между покупателями и продавцами (производителями) по поводу приобретения товаров, работ и услуг. Данный закон распространяется на предприятия торговли и граждан, которые что-либо покупают для удовлетворения своих личных нужд. По отношению к юридическим лицам, выступающим в роли покупателей, закон о защите прав потребителей не применяется.

Какие права потребителей защищаются законом



Закон защищает права потребителей при приобретении ими товаров, работ и услуг. Данные права касаются не только качества товара, но и его безопасности, наличия полной и достоверной информации о нем. Так, в законе прописано, как поступать в том случае, когда был продан товар ненадлежащего качества либо же он по каким-то причинам (цвет, размер и т.д.) не подошел покупателю. Аналогично закрепляются права потребителей в случае получения ними работ или услуг.


Определяет закон и права покупателей в сфере торгового и бытового обслуживания. Однако здесь потребителю необходимо дополнительно руководствоваться правилами торговли отдельными видами товаров, которые утверждаются Кабинетом Министров и иными государственными органами Украины. Так, в настоящее время действуют правила торговли продовольственными и непродовольственными товарами, алкогольными напитками, табачными изделиями и т.д.

Существенное внимание уделено в законе реализации потребителями своих прав в рамках определенных видов торговли. Например, отдельная статья закона посвящена правам и обязанностям кредиторов и заемщиков в случае приобретения товаров на условиях потребительского кредита. Также в законе прописаны права потребителей в случае приобретения товаров вне торговых помещений.

Установлена законом и ответственность за те или иные нарушения в сфере защиты прав потребителей. Например, штрафные санкции могут быть применены за отсутствие ценников на товар, за отказ выдать чек или обменять некачественный товар.

Куда жаловаться потребителю в случае нарушения его прав



В Украине действует специальный государственный орган, который занимается защитой прав потребителей. Это Государственная инспекция по вопросам защиты прав потребителей и ее территориальные органы. В ее компетенцию входит контроль за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей. Любой покупатель, в случае нарушения своих прав, может обратиться туда с письменной жалобой. И тогда предприятию торговли стоит ждать проверки и наложения существенных штрафных санкций.