Совет 1: Почему девиз Великобритании на французском языке

Чтобы разобраться, почему девиз Великобритании на французском, а не на английском языке, нужно совершить небольшой экскурс в историю этой удивительной страны, расположенной на Британских островах.

Герб Великобритании

Великобритания – страна с многовековой историей, пережившая не одно завоевание. В своем теперешнем виде герб Великобритании существует со времен правления королевы Виктории, самой популярной и любимой британцами королевы.

В центре герба расположен щит, на котором в 1-й и 4-й его четвертях расположены по три леопарда, которых британцы по традициям геральдики называют «британскими львами». Леопарды являются эмблемой королей Плантагенетов и символом Англии.

Во 2-й четверти герба на золотом фоне изображен красный, встающий лев – символ Шотландии. В 3-й четверти герба изображена золотая арфа, являющаяся символом Северной Ирландии.

Держат щит с двух сторон лев и единорог. Лев символизирует Англию, а единорог символизирует Шотландию.

Щит опоясан лентой Благородного Ордена Подвязки, на котором написана надпись на латыни: “Honi soit qyi mal y pense”. Со старо-французского языка девиз переводится «Позор тому, кто плохо думает об этом».

Бытует легенда, будто на одном из королевских баллов, устроенном при дворе короля Британии Эдуарда III, графиня Солсбери потеряла подвязку. Когда король Эдуарда III третий поднял с пола подвязку, среди гостей раздался смех.

Следуя лучшим традициям рыцарства того времени, король Эдуарда III незамедлительно учредил оригинальный орден, а назидательная фраза «Позор тому, кто плохо думает об этом» стала его девизом.

Внизу у подножия щита находится лента с девизом Великобритании на французском языке: «Бог и мое право». Там же изображены и три цветка на одном стебле: роза, чертополох и трилистник. С давних времен цветки являются немым символом нерушимого единства Англии, Шотландии и Северной Ирландии.

Венчает герб золотой турнирный шлем, на котором стоит золотой коронованный лев.

Девиз Великобритании

Изначально написание девиза Великобритании было “Diet et mon droit”, что в переводе со старо-французкого языка означает: «Бог и мое право». Со временем девиз несколько изменился и сейчас он звучит как “Dieu et mon droit”, что тоже переводится, как «Бог и мое право».

Почему девиз на французском языке? Дело в том, что после завоевания Англии в 1066 году норманами и поражения саксов, местной знати Англии, в обиход британского дворянства начал входить французский язык.

В те времена французский язык считался верхом изысканности и аристократичности, а английский считался языком грубых, необразованных саксов и простого народа. Говорить на английском языке считалось плохим тоном.

Поэтому вся документация, переписка, записи, да и само общение среди аристократов и королевского двора, велись исключительно на французском языке.

Неудивительно, что и девиз Великобритании тоже написан на французском языке. В те далекие времена это выглядело вполне естественно и может удивлять только современного человека.

Совет 2: Рыцарство: что, как и когда?

Какие ассоциации сразу же возникают при словах «рыцарь», «рыцарство»? Кому-то сразу вспомнится хороший, хоть и не совсем точный с исторической точки зрения, фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский» с его псами-рыцарями. У кого-то возникнут ассоциации с благородным, культурным человеком, который безупречно ведет себя в обществе и особенно галантен с дамами.

Как возникло слово «рыцарь»

Рыцарство как сословие сыграло большую роль в жизни многих стран и долгое время было главной военной силой, решающей исход сражений.

Сам термин «рыцарь» имеет германские корни. Слово «ritter» в переводе с немецкого означает «всадник». Таким образом, основное значение этого термина – конный воин. С древних времен конница играла огромную роль в военном деле. Конные отряды вели разведку, совершали дальние рейды в тыл врага, нападали на его фуражиров. Но главное – они могли решить исход сражения, поскольку кавалерия обладает огромной пробивной силой. Поэтому наличию боеспособной конницы в каждом государстве уделялась очень большая роль.

Далеко не каждый мужчина, годный к военному делу, мог выступить в поход на коне. Ведь содержание боевого коня стоило больших денег, а обучение верховой езде и атакам в сомкнутом строю требовало много времени и усилий. Это было доступно лишь достаточно состоятельным людям. Так постепенно во многих государствах, включая Древний Рим, возникло особое сословие – «всадники». Оно было обязано в военное время посылать на службу определенное количество кавалеристов, вооружив их и снабдив всем необходимым.

Именно сословие всадников с началом Средневековья стало прообразом рыцарского. Постепенно, по мере развития техники, вооружение и доспехи рыцарей становились все более мощными, легкие кольчуги с накладными пластинами заменили панцири, закрывающие практически все тело. Полный комплект доспехов мог весить около 40-45 килограммов. Лошадей также часто защищали доспехами, закрывающими переднюю часть корпуса. Атака сомкнутого строя таких тяжеловооруженных всадников могла проломить любую оборону пехоты, даже храброй и хорошо обученной. И лишь с появлением огнестрельного оружия рыцарская конница постепенно начала терять свою значимость.

Кто мог стать рыцарем

К рыцарскому сословию мог принадлежать только человек благородного происхождения. Его посвящали в рыцари либо за совершение подвига, либо за добросовестную и усердную службу. При обряде будущий рыцарь преклонял колено, и посвящающий (как правило, его сюзерен) наносил ему символический удар обнаженным мечом по плечу. После чего рыцарь получал право на ношение богато украшенного пояса и золотых шпор. Он должен был неуклонно следовать кодексу рыцарской чести, хотя в реальности это случалось далеко не всегда.
Видео по теме
Видео по теме
Источники:
  • В мире геральдики
  • Почему девиз Великобритании на французском языке?
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше