Совет 1: Какие бывают типы СМИ

Получить нужную информацию сегодня можно из нескольких видов источников. Молодежь чаще всего предпочитает всемирную сеть, где пользователи преимущественно обращают внимание не столько на сами новости, сколько на отзывы о них других людей. Старшее поколение из всех средств массовой информации большей частью выбирает по-старинке газеты или радио.
Пачка газет и журналов
Средства массовой информации или сокращенно СМИ подразделяют по нескольким направлениям. В свете подачи информации выделяют коммерческие, федеральные или государственные, а также независимые СМИ. По направлению информации существуют тематические, политические и развлекательные СМИ. Но самая распространенная классификация СМИ исходит из методов донесения тех или иных данных до населения.

Что пишут в прессе?

Самый древний тип СМИ – газета. В известном нам виде газета существует с 1450 года, когда появился первый печатный станок. До этого новостные записи в древнем Риме излагались на деревянных дощечках. В России в шестнадцатом веке первые газеты велись на бумаге от руки. А первой печатной российской газетой стали «Ведомости», явившиеся в свет в 1702 году.

На сегодня газеты и журналы вещают традиционно о политических и экономических событиях, новостях в мире культуры и спорта, несут объявления и рекламу. Печатная продукция в мире информации ведется как на тонкой серой газетной бумаге, так и на дорогой глянцевой мелованной бумаге. Последнюю используют модные журналы с большим количеством иллюстраций.

Теле- и радиовещание

Радио изобретено в России в 1895 году русским физиком Александром Степановичем Поповым. Вначале оно использовалось в научных и военных целях. Постепенно с распространением радиоприемников повсеместно радио стало одним из средств массовой информации.

Звуковая трансляция новостей, рекламы и музыки сейчас очень популярна, потому что параллельно со слушанием люди могут заниматься чем-то еще. Благодаря этому, радио, которое практически полностью вытеснено из домов телевещанием, получило распространение в общественных местах, офисах, транспорте, а также в удаленных и технически неоснащенных районах.

Самым популярным СМИ считается телевидение. Наглядная и оперативная подача информации, выбор времени просмотра и возможность записи сделали этот тип вещания уникальным и очень удобным. Телевизор стал доступен каждой семье в нашей стране в конце семидесятых годов прошлого века. И с тех пор он настолько поглотил внимание людей, что у многих, особенно у детей, появилась болезненная зависимость от телевизора. Некоторые люди могут проводить у телеэкрана по 8 часов в сутки.

Всемирная паутина

Психическим заболеванием признана также интернет зависимость. Интернет – еще один тип СМИ. Передача информации происходит путем текста, звука или видео через компьютеры, соединенные между собой спутниковой или локальной связью. Интернет появился примерно в 80-х годах прошлого столетия и начал быстро набирать обороты во всех странах. Сейчас, благодаря техническому прогрессу, со всемирной сетью знаком каждый школьник. Недостатками интернета являются отсутствие цензуры и недостоверность информации.

Совет 2 : Понятие, функции, виды СМИ и их характеристика

Бесплатные газеты, которыми забиты почтовые ящики; популярный новостной сайт; радио, радующее любимой музыкой — все это средства массовой информации, сокращенно называемые СМИ. Что входит в это понятие, и как классифицируются современные СМИ?
Понятие, функции, виды СМИ и их характеристика

Что такое СМИ: понятие, расшифровка

Под средствами массовой информации (СМИ) понимаются любые печатные или сетевые издания, теле- и радиоканалы (или отдельные программы) или отдельные теле- радио- видеопрограммы а также любые другие средства донесения информации до широких кругов читателей/зрителей/слушателей. При этом средство массовой информации признается таковым при соблюдении трех условий:

  • периодичность выхода (не реже раза в год);
  • наличие постоянного названия;
  • ориентированность на массовую аудиторию (от 1000 человек).

СМИ могут также называть средствами массовой коммуникации (СМК), масс-медиа, а их совокупность — медиапространством.

Основные виды СМИ

Все существующие средства массовой информации традиционно делятся на пять основных групп.

  1. Печатная пресса. Это журналы, газеты, альманахи и другие периодические издания, использующие в качестве «носителя информации» традиционную бумагу. Это старейший из ныне существующих видов СМИ. Считается, что первые печатные газеты начали выходить в Китае: здесь  еще в VIII веке выпускался «Столичный вестник» — листок с указами императора и сообщениями о наиболее важных событиях. Выпуск издания был трудоемким: прототип страницы вырезался на деревянной доске, после чего получившийся «штамп» покрывали тушью и делали отпечатки. В последние десятилетия активно вопрос о том, если ли у печатной прессы будущее, или она полностью исчезнет под натиском более современных электронных СМИ. Однако говорить о скорой смерти печати пока рано — доверие людей к печатным публикациям выше, чем к тому, что «пишут в Интернете. И на фоне общемировой эпидемии фейковых новостей востребованность традиционных СМИ как источника «проверенной информации» растет. При этом, как свидетельствуют данные исследования, проведенного социологической компанией Kantar в 2017 году, на первом месте по «уровню доверия» оказываются как раз печатные газеты и журналы.
  2. Радио. Специфика этого вида СМИ очевидна: технологии радиовещания позволяют передавать звук, причем в режиме «реального времени», что обеспечивает оперативность, позволяет вести диалоги в прямом эфире, обеспечивает интерактивность и т.д. При этом радио — единственное современное СМИ не являющееся «пожирателем времени»: процесс получения информации «через уши» можно совмещать с любыми другими занятиями. История радио как СМИ насчитывает около века: регулярные и экспериментальные радиопередачи начали выходить в начала 1920-х годов во многих странах мира. При этом «радиоконтент» был очень разнообразным: транслировались концерты, граммофонные записи, литературные читки и «радиопьесы», разыгрываемые в прямом эфире; репортажи со спортивных матчей.
  3. Телевидение – технология, позволяющая передавать по электроволнам движущееся изображение, которое чаще всего сопровождается еще и звуком. Телевидение как СМИ лишь ненамного моложе радио — первый телеканал с регулярным вещанием был запущен в Германии в 1934 году. «Днем рождения» телевещания в России считается 1 сентября 1938 года, когда Опытный ленинградский телецентр начал дважды в неделю выпускать передачи. Просматривали их коллективно — в домах культуры и рабочих клубов. Возможность подкрепить рассказ соответствующим видеорядом, превратить телезрителей в свидетелей события, обеспечила телевизионным СМИ огромный кредит доверия. Телевидение и сейчас остается наиболее влиятельным видом СМИ. По данным опроса фонда «Общественное мнение», в 2017 году именно TV являлось основным источником информации для 78% граждан России.
  4. Информационные агентства, основная задача которых —  сбор и передача в редакции СМИ оперативной информации, не всегда относят к средствам массовой информации. Однако в соответствии с российским законом о СМИ на них распространяется одновременно и статус редакции, и распространителя информации; и работа их протекает в том же правовом поле, что и работа других масс-медиа. Первое информационное агентство появилось в Париже в 1835 году. Его открыл Шарль Гавас. Бизнес по торговле информацией он начал с того, что переводил материалы иностранной периодики и продавал их в редакции влиятельных французских газет. Следующим шагом стала организация широкой международной корреспондентской сети: агенты Гаваса оперативно передавали по телеграфу сообщения с мест своего пребывания, а местная пресса охотно печатала их. Первая отечественная информационная служба —  Российское телеграфное агенство — была создана в 1866 году. Агентство рассылало информацию подписчикам 2-3 раза в день, используя для этого телеграф. Современные информагентства могут распространять информацию самых разных видов (не только новости, но и фото, видео- или аудиозаписи и т.д.), используя разные механизмы распространения — от собственных СМИ (например, сайты, печатные издания) до традиционной схемы подписки.
  5. Интернет-СМИ. Их часто называют «электронными средствами массовой информации», однако этот термин нельзя называть точным — ведь и радио, и телевидение также используют для передачи информации электронные технологии. Интернет-СМИ — молодой и стремительно растущий сегмент медиа. Первые сетевые издания появились в 90-х годах, и уже к началу XXI серьезно потеснили традиционные СМИ. Особенности современных интернет-медиа — предельная оперативность, интерактивность и мультимедийность (то есть передача информации одновременно в разных формах — текст, фото, видео, аудио, компьютерная анимация и т.д.). Интернет-СМИ могут быть самыми разнообразными — начиная от электронных журналов и заканчивая интернет-радиостанциями или заканчивая личными блогами (их также можно регистрировать как СМИ). Некоторые интернет-издания являются самостоятельными, некоторые представляют собой «зеркало» СМИ, выходящего в другой форме (например, сайт печатной газеты, где дублируется опубликованная на бумаге информация или сайт телеканала, где можно смотреть передачи в прямом эфире или просматривать записи из архива).

При этом многие современные СМИ нельзя жестко отнести к одному из традиционно выделяющихся основных видов: все более распространенными становятся конвергентные СМИ, когда одна и та же редакция, работающая под общим брендом или в составе большого медиахолдинга, «выходит на аудиторию», используя одновременно разные способы передачи информации, как традиционные, так и современные мультимедийные.

Классификация СМИ по содержательной направленности и функциям

Концепция любого СМИ, принципы отбора материала, содержание, особенности «подачи» определяются его содержательной направленностью (основным назначением). По этому критерию можно выделить следующие основные виды масс-медиа:

  • Официальные. Они выпускаются от имени государственных органов или учреждений, и одна из главных их функций — донесение до широкой аудитории определенной информации. Например, «Российская газета», учрежденная Правительством РФ, является официальным публикатором государственной информации, и на ее страницах в обязательном порядке появляются тексты всех федеральных законов, нормативных актов и т.д. — при этом «официальным документом» становится и само издание.
  • Общественно-политические. В таком случае акцент делается на общественно значимых, социально направленных материалах, затрагивающих интересы широкого круга читателей. Функция у них — не только информировать общественность, но и воздействовать на нее, такие издания могут носить откровенно пропагандистский характер.
  • Информационно-развлекательные. Их основная задача, как видно из самого названия — развлечь аудиторию, занять их досуг. К этому классу СМИ относятся и развлекательные телеканалы, и многочисленные печатные издания, печатающие сплетни про звезд, и популярные телегиды, и музыкальные радиостанции.
  • Культурно-просветительские СМИ ориентированы на то, чтобы удовлетворить запросы более интеллектуальной аудитории. Это могут быть научно-популярные проекты, культурологические или страноведческие СМИ, литературно-критические альманахи и т.д.
  • Специализированные. Они ориентируются на конкретный сегмент аудитории (например, автолюбители, молодые мамы, любители вязания, военнослужащие, учителя-предметники, любители компьютерных игр), предлагая информацию, актуальную именно для данной категории людей. Также к этой категории относят отраслевые СМИ.
  • Рекламные. Основная функция таких СМИ — распространение информации о предлагаемых товарах и услугах. Причем они могут быть как тематическими, ориентированными на тех, кто, к примеру, собирается покупать недвижимость, выбирать мебель или играть свадьбу, так и на неопределенно широкий круг аудитории (например, газеты бесплатных объявлений).

Типологические характеристики

Для того, чтобы более точно описать то или иное СМИ, используется набор типологических характеристик, позволяющих классифицировать медиа по следующим параметрам:

  • по территориальному охвату аудитории — национальные, региональные и местные (муниципальные), например федеральный (общероссийский) телеканал, городское радио, муниципальная газета;
  • по регулярности выхода/обновления или объему вещания — например, круглосуточный телеканал, ежедневная/еженедельная газета, ежемесячно обновляющийся интернет-журнал, ежеквартальный альманах;
  • по тиражу (для печатных изданий) или объему аудитории (для теле-, радио- и интернет-СМИ);
  • по форме собственности — государственное, ведомственное, корпоративное, частное.

Также в характеристики включают особенности целевой аудитории, позиционирование издания и особенности подачи материала («качественные». «массовые», «бульварные» СМИ).

Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500