Совет 1: Кто есть кто: какие бывают родственники

Каждый человек, едва родившись на свет, уже имеет родственников. Их хотя бы двое – отец и мать. Многие люди уже с рождения обладают большим количеством родственников.
Свадьба - обретение новых родственных связей
Для каждой степени родства существует определенное название. Родство бывает кровным и некровным, возникающим в результате заключения брака. Последнее по-иному называется свойством.

Кровные родственники

Самые близкие родственники – это родители (мать и отец) и их дети. Люди, имеющие общих родителей, называются братьями и сестрами. Если общий родитель только один, таких братьев и сестер именуют неполнородными: единоутробными (общая мать) или единокровными (общий отец).

Некоторые нюансы вносит второй брак родителем. Вторая жена отца является по отношению к его детям от первого брака мачехой, а второй муж матери – отчимом. Дети по отношению к мачехе или отчиму являются пасынками и падчерицами.

Родители отца или матери – дед и бабка. Родители деда или бабки называются прадедом и прабабкой, их родители – прапрадедом и прапрабабкой. Дети сына или дочери называются внуками, дети внуков – правнуками.

Детей брата или сестры принято называть племянниками, а братьев и сестер родителей – дядями и тетями (тетками).

В отношении людей, имеющих общих предков во втором поколении, употребляется термин «двоюродный». Например, двоюродные братья и сестры – это дети братьев и сестер родителей, у них нет общих родителей, но есть общие деды и бабушки. Двоюродные братья и сестры родителей называются двоюродными дядями и тетями, а племянники двоюродных братьев и сестер – двоюродными племянниками. Братья и сестры деда и бабушки называются двоюродными дедами и бабушками, а внуки братьев и сестер – внучатыми племянниками.

При наличии общих предков в третьем поколении точно так же употребляется термин «троюродные».

Свойственники

Когда люди вступают в брак, члены их семей включаются в новые родственные связи. В ряде случаев их названия вписываются в систему терминов кровного родства. Например, дядей или тетей можно назвать мужа тети или жену дяди, племянником – не только своего племянника, но и племянника супруга. Но для большинства свойственников существуют отдельные названия.

Муж дочери называется зятем, а жена сына – невесткой или снохой. Родители мужа – свекор и свекровь, родители жены – тесть и теща.
Брат мужа называется деверем, а его сестра – золовкой. Брат жены – шурин, сестра жены – свояченица.

Невесткой называется не только жена сына, но и жена брата или деверя. Впрочем, для жены деверя существует и иное обозначение, которые в настоящее время редко можно услышать – ятровь.

Духовное родство

У христиан существует особое родство, порождаемое «вторым рождением» человека – Таинством крещения.

Восприемники для новокрещеного становятся крестным отцом и крестной матерью, а он для них – крестником. Для родителей крестника и друг для друга они становятся кумом и кумой. Так же называются родители по отношению к крестным своего ребенка.

Дети крестного отца или крестной матери – крестные братья и сестры крестника.

Когда-то существовало и такое понятие, как молочные братья и сестры. Такое некровное «родство» связывало людей, вскормленных одной женщиной, но не являющихся братьями и сестрами. В настоящее время такое вскармливание запрещено законом, следовательно, у современных детей уже не будет молочных братьев и сестер.
Видео по теме
Источники:
  • Терминология родства

Совет 2 : Кого можно назвать сводным

Сводный - это прилагательное, которое в русском языке обозначает определенный тип взаимоотношений между родственниками. При этом важно помнить, что отношения между сводными родственниками не основаны на кровном родстве.
Кого можно назвать сводным
Термин «сводный» в отношении родственных связей чаще всего употребляется в случае, если речь идет о братьях или сестрах. Однако при этом сводные братья или сестры не имеют кровного родства.

Сводные братья или сестры

Появление у человека сводных братьев или сестер основывается на вступлении одного или обоих его родителей в новый брак. При этом предыдущий брак, в котором муж и жена были его кровными родителями, подвергается расторжению. Таким образом, повторный брак родителя с новым супругом является одним из обязательных условий появления сводного брата или сестры.

Вторым обязательным условием возникновения отношений такого рода является наличие у нового супруга или супруги матери или отца этого человека одного ребенка либо нескольких детей. Именно они станут сводными братьями или сестрами рассматриваемого человека в случае повторного брака. Таким образом, наличие детей у нового супруга - это второе обязательное условие возникновения отношений между сводными братьями или сестрами.

Иначе говоря, сводные братья или сестры не имеют между собой действительных кровных связей. Их взаимоотношения базируются на вступлении в брак их родителей. Например, мать девушки может выйти замуж за отца молодого человека: в этом случае молодые люди станут сводными братом и сестрой. Аналогичные отношения могут сложиться между детьми супругов вне зависимости от пола этих детей. При этом в данном случае не играет роли и возраст детей на момент вступления в брак их родителей, а также то, проживают ли они вместе с ними или отдельно.

Ошибочное употребление термина

Термины «сводный брат» или «сводная сестра» достаточно часто подвергаются ошибочному употреблению. Наиболее распространенным является вариант их использования для обозначения отношений между братьями или сестрами, основанными на частичном кровном родстве. Например, это случается в ситуации, когда они имеют лишь одного общего родителя - мать или отца. При этом соответственно отцы или матери у таких детей будут разными.

Следует, однако, иметь в виду, что правильное употребление термина «сводный» касается ситуаций, когда между братьями и сестрами вовсе отсутствует какое-либо кровное родство. В случае же наличия частичного кровного родства правильным будет использование термина «неполнородный» - например, «неполнородные братья» или «неполнородные сестры». Именно такая терминология, в частности, употребляется в действующем российском законодательстве. Кроме того, для обозначения такого типа родства применяются также выражения «единокровный», если речь идет о наличии общего отца, или «единоутробный», если у детей имеется общая мать.
Источники:
  • Сводный брат - это кто такой?
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500