Гротеском, согласно Большой Советской Энциклопедии, называют также орнамент, в котором своеобразным образом переплетаются человеческие формы, маски, растения, животные. Именно таким является древний лепной орнамент, найденный при раскопках в Риме.

В декоративных росписях эпохи Возрождения также использовали гротеск. Одними из самых знаменитых произведений являются фрески в Лоджиях, выполненные по эскизам Рафаэля (1519) и росписи в апартаментах Борджиа в Ватикане художника Пинтуриккьо (1493).


В литературе и искусстве гротеск – тип художественной образности, основанный на гиперболе, смехе, контрасте и сочетании карикатуры и правдоподобия, реального и фантастического, трагического и комического.

Гротеск направлен на выражение основных проблем человеческой жизни и противоречий бытия. Однако созданный в этом стиле мир нельзя понимать буквально и однозначно расшифровывать.

Приемы гротеска использовал в своих комедиях Аристофан. Позже к нему прибегало средневековое искусство (персонажи животного эпоса, фигуры химер на соборах).

Пик наивысшей популярности гротеска пришелся на эпоху Ренессанса. В этом стиле создавали свои произведения многие художники, писатели и поэты. Самые знаменитые из них – «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле, «Похвала глупости» Эразма Роттердамского, графика Калло, живопись Босха и Брейгеля.

Ренессансный гротеск выражал вольность народа и был проникнут демонстративным антиаскетизмом.

С течением времени жанр стал остро сатирическим (Франсиско де Гойя, Джонатан Свифт). Появился также романтический гротеск (Виктор Гюго, Эрнст Теодор Амадей Гофман).

В 19 веке гротеск приобрел популярность у реалистов. Он был характерен для произведений Оноре Домье, Чарльза Диккенса, Гоголя, Салтыкова-Щедрина.

Модернистские настроения 20 века сделали гротеск характерной формой искусства. Его широко использовали в своем творчестве модернисты, экспрессионисты и сюрреалисты (Эжен Ионеско, Самуэль Беккет, Сальвадор Дали).

Модернистский гротеск пронизан сознанием абсурдности бытия и страхом жизни. Его мотивы, а также идеи, присущие реализму, присутствуют в творчестве многих художников и писателей того времени - Кафки, Булгакова, Шагала, Пикассо.

Приемы гротеска использовали в своем творчестве Ярослав Гашек, Чарли Чаплин, Бертольд Брехт.

В этом же стиле написаны некоторые произведения советского искусства - пьесы-сказки Шварца, сатирические комедии Маяковского, опера-сказка «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева.

Гротеск характерен также для некоторых комических жанров – фарса, клоунады, памфлета, карикатуры.