Зачем был нужен летающий танк?



Идея «летающего танка» возникла не намного позже, чем сами танки. Однако уровень развития техники не позволял продвинуться в этом вопросе дальше эскизов на бумаге.
Одним из первых концепцию летающего танка предложил американский конструктор Д. Кристи.
Но к 30-м годам XX века уровень самолето- и танкостроения достиг допустимого предела, при котором можно было всерьез задуматься над воплощением идеи в жизнь.

ВДВ СССР были созданы в 1930-м году. Все предвоенное десятилетие было десятилетием грандиозных учений с выбросом тысяч десантников и десятков единиц боевой техники. Танки (а вернее танкетки) в наступательных операциях доставлялись на место высадки, закрепленные под днищем самолета и выгружались на захваченном пехотой аэродроме (см. иллюстрацию в приложении). Но во время Второй мировой, когда господство в воздухе принадлежало Германии, такие операции были неосуществимы. Для чего же разрабатывался «летающий танк»?

Доставлять «летающие танки» предполагалась партизанам для усиления их группировок в тылу противника. Аэродромов, особенно способных принять тяжелый десантный самолет, у них не было, поэтому планировалось, что танк должен преодолеть расстояние по воздуху и приземлиться самостоятельно.

Как был создан «летающий танк»?



Технологически решить задачу рассчитывали при помощи навесных крыльев и рулевой конструкции, управляемой экипажем танка. Подниматься в воздух он должен был на буксире самолета, при приближении к месту высадки выходить в свободный полет и, приземлившись, сбрасывать крылья. Теоретически, это можно было делать даже на поле боя.

Практически эта идея была трудноосуществимой и ни о какой массовости этого явления речи не шло изначально. В условиях войны производить такую высадку было весьма сложно, а управляемая посадка была смертельно опасной для экипажа. Тем не менее, опытный образец был создан и даже прошел испытания.

Над его созданием работал конструктор Олег Константинович Антонов, создатель целого каскада транспортных и пассажирских самолетов АН. Созданный им «летающий танк», а вернее «планерный танк» на основе легкого танка Т-60 был спроектирован и готов к испытаниям в 1942-м году. Модель получила название А-40.
«Летающим танком» в СССР также называли знаменитый штурмовик ИЛ-2.


Испытания «летающего танка» проводил летчик-планерист Сергей Анохин и они были «условно успешными». Танк поднялся в воздух, однако мощности самолета-буксировщика (его роль выполнял устаревший на тот момент ТБ-3) не хватило для полноценного набора высоты. Дальнейшего развития конструкция не получила и последующие доработки не проводились, так как в условиях военного времени необходимо было сконцентрироваться на более важных задачах.