Совет 1: Как бороться с предрассудками

Предрассудки делают нашу жизнь проще. Предустановленные модели поведения и рассуждения заметно облегчают повседневные задачи. Однако они редко оказываются правдивыми. В результате вы можете ошибочно относиться ко многим вещам. Хорошо ли это? Вряд ли. Однако с этим можно бороться, главное знать как.
Как бороться с предрассудками
Инструкция
1
Старайтесь чаще придаваться размышлениям. Например, можно выделить полчаса перед отходом ко сну. Главное, чтобы вас в такие моменты никто не отвлекал. В течение этого времени подумайте обо всех решениях, которые вы принимали не задумываясь. Особенно это касается взаимоотношений с другими людьми. Такая практика позволяет самостоятельно определить, каким образом вы поддаетесь влиянию предрассудков.
2
Поставьте себе напоминанием. Допустим, сомните газету в шарик и положить ее в карман. Каждый раз, когда вы будете на него натыкаться, подумайте о том, что вы сейчас предпринимали. Возможно, в вашем поведении были предустановленные сценарии. Отметьте их и постарайтесь в следующий раз избежать.
3
Поговорите со своим окружением. Возможно, вы уже много лет делаете что-то просто потому, что «так принято». Избавьтесь от таких привычек. Приучите себя скептически относиться к необоснованной информации. Это может показаться странным и пугающим, но благодаря таким действиям вы можете стать более независимой и сильной личностью.
Видео по теме

Совет 2 : Как появляются предрассудки

Сама структура слова «предрассудки» подразумевает нечто, что предшествует рассудку, разуму, совершается без его участия и потому противоречит логике. Но для человека, разделяющего подобные мнения, нелогичность неочевидна, предрассудки выстраивают свою собственную логику.
Суеверия - разновидность предрассудков
Предрассудком называется суждение, которое человек даже не пытается подвергнуть разумному («рассудочному») критическому анализу. Предрассудки выступают в форме суеверий, социальных стереотипов, псевдонаучных убеждений.

Предрассудки и мышление

Как это ни парадоксально, происхождение предрассудков коренится именно в «рассудке» – логическом мышлении. Его основная функция состоит в поиске закономерностей, в прогнозировании событий на основе имеющегося опыта, поэтому логическое мышление очень боится случайностей, хаоса. Недостаток информации, на основе которого можно было бы строить прогнозы, «выбивает почву из-под ног» логического мышления. Если объективно никаких закономерностей нет, оно в попытке «найти» таковые начинает их создавать.
Типичный пример такого нахождения ложных закономерностей – стереотипы социального восприятия, являющие одну из самых опасных категорий предрассудков.

При встрече с незнакомым человеком возникает некоторая неуверенность, ведь неизвестно, чего можно ожидать от него, как с ним общаться. И вот человеческий разум пытается прогнозировать общение, «угадывать» личные качества собеседника по любой детали, будь то национальность, профессия, возраст или особенность внешности. В большинстве случаев такие суждения носят негативный характер, ведь главная задача прогнозирования – избегание опасных ситуаций: «блондинка – значит, не отличается умом», «подросток – значит, хулиган и наркоман» и т.п.

Критический анализ мог бы легко разбить подобные суждения. Человек мог бы задуматься, какая связь может существовать между цветом волос и уровнем интеллекта, откуда брались бы здоровые и законопослушные взрослые люди, если бы все подростки употребляли наркотики. Но критического анализа не последует. Человек может встретить сколько угодно умных блондинок и порядочных подростков, но все они будут восприниматься как исключения из правил.

Предрассудки и общество

Многие предрассудки человек усваивает посредством группового влияния. Принадлежа к той или иной социальной группе, будь то семья, школьный класс, профессиональная группа или нация, человек усваивает все ее групповые нормы, в том числе и предрассудки. Ключевой принцип в этом процессе – «все так говорят», кто такие «все» – непонятно. Например, человек может не помнить, кто и когда впервые сказал ему, что черная кошка приносит несчастье или генетически модифицированные продукты вредны– но он продолжает в это верить.

Живучесть подобных предрассудков определяется количеством людей, которые их разделяют. Например, в первые годы после Великой Отечественной войны большая часть населения СССР была уверена, что «все немцы – фашисты». По мере того, как рождались и взрослели люди, не имевшие негативного опыта общения с немцами, этот предрассудок постепенно сходил на нет, и сегодня под его властью находятся лишь немногие пожилые люди, которые помнят войну. Современные дети этот стереотип уже не усваивают, даже если общаются с прабабушками и прадедушками.

Предрассудки и опыт

В ряде случаев предрассудки исходят из личного опыта. Это происходит в том случае, если знакомство с каким-либо явлением или социальной группой оказывается негативным. В частности, если человек почти не знаком с определенной социальной группой, отношение к одному ее члену может быть перенесено на группу в целом. Например, человек впервые пришел в православный храм, там ему кто-то в резкой форме сделал замечание – и с тех пор он уверен, что православные христиане не отличаются терпимостью и тактом.

Об этом механизме возникновения предрассудков следует помнить, оказываясь в положении представителя той или иной социальной группы. Например, россиянин, злоупотребляющий спиртным за границей, не просто настраивает окружающих против себя лично, но и укрепляет известный стереотип «все русские – пьяницы».
Видео по теме
Источники:
  • Прдерассудок
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500