Совет 1: Кто считается родоначальником иронического детектива

Одни ругают жанр иронического детектива, считая его дешевой литературой, написанной специально для масс. Другие восторгаются и защищают эти произведения. Но не всем известно, что данный жанр имеет достаточно глубокую историю, а не ограничен рамками Донцовой, Поляковой и прочих известных авторов.

Появление иронического детектива в мире

Родоначальником детективного жанра, как известно, считают Эдгара По, однако и до него известны попытки «одетективить» сюжет книги. Появление этого жанра вызвало бурю негодования, которая не утихла до сих пор. Даже когда жанр начал развиваться и делиться на направления.
Первыми детективными новеллами Эдгара По стали «Убийство на улице Морг» (1841), «Тайна Марии Роже» (1842), «Похищенное письмо» (1844) и др.

В эпоху постмодернизма детективный жанр претерпевает упадок и последующие изменения, с чем и связано появление иронического детектива. Сами по себе тексты являются некой пародией на классические детективы, описанные ситуации полны юмора и самоиронии персонажа.

Основоположниками этого жанра можно считать Гастона Леру (роман «Заколдованное кресло», написанный в 1909 году), Джорджетт Хейер с романом «Роковое кольцо» (1936). Венгерский писатель Пол Ховард (настоящее имя – Ене Рейто) на протяжении своей небольшой жизни (1905-1943) создал несколько произведений и стал наиболее известным автором иронических детективов.
В России известно около пятнадцати его романов, среди которых «Тайна алмазного берега», «Три мушкетера в Африке», «Бабье лето медвежатника», «Золотой автомобиль», «Приключения Грязнули Фреда» и др.

Иронический детектив в России

Россия, как известно, многое перенимает у запада. Не обошлось без этого и в литературе. Иронически детектив попал в нашу страну благодаря романам польской писательницы Иоанны Хмелевской. Первое ее произведение было опубликовано в 1964 году – «Клин клином». И автор сразу же завоевала любовь читателей. Иоанна работала до конца своей жизни и, умерев в 2013 году, оставила после себя не только шестьдесят своих произведений, но и огромное количество неопубликованных рукописей.

Последователем Иоанны Хмелевской можно считать родоначальницу русского иронического детектива – Дарью Донцову. Ее романы стали выходить в конце 90-х и завоевали огромную популярность. Ее героини, так же как и героини Хмелевской, из книги в книгу попадали в неприятные, порою даже нелепые, детективные истории, которые им приходилось распутывать.

В свое время, поднимаясь на пик популярности, Донцова была подвержена нападкам со стороны завистников. Говорили, что на нее пишет бригада писателей-рабов или то, что ее совсем не существует. А все эти романы пишет мужчина. Однако все это писательница воспринимала с юмором. Пережив рак, Дарья решила поменять свой основной вид деятельности – преподавание французского языка - на литературное творчество, и сейчас она является обладателем нескольких книжных наград. А виной всему большая трудоспособность.

Кроме того, в развитии данного жанра в России можно отдать дань таким авторам, как Галина Куликова и Татьяна Полякова.

Совет 2: Какой психологический детектив почитать

За время существования жанра детективной литературы в ней зародилось множество разновидностей, и разница, например, между ироническим и фантастическим детективом настолько велика, что фактически можно говорить об отдельных жанрах. Особое место занимают психологические детективы, в которых преступление раскрывается за счет знания человеческих душ.

Особенности психологического детектива

Конечно, расследование любого преступления невозможно без использования основ психологии. Поиск мотива, попытка представить образ мышления преступника, нахождение скрытого смысла в показаниях свидетелей – все эти психологические приемы находятся в арсенале большинства известных литературных сыщиков. Однако некоторые из них поставили психологию во главу угла, и это позволяло им решать запутанные загадки, не выходя из кабинета.
Исследователи полагают, что первым произведением в жанре психологического детектива был роман «Приключения Калеба Вильямса», созданный Вильямом Годвином в 1774 году. Несмотря на возраст книги, ее интересно читать до сих пор.

В таких детективных романах, как правило, преступления совершаются по различным эмоциональным мотивам: из ревности, мести или зависти. Раскрыть такое преступление удается тем сыщикам, которые способны глубоко проникнуть в переживания и чувства всех подозреваемых, разобраться в их скрытых и подавленных желаниях и стремлениях. Значительная часть расследования представляет собой беседы на отвлеченные темы, выяснение незначительных, на первый взгляд, деталей из прошлого жертвы и подозреваемых.

Классические образцы жанра

Одним из признанных классиков психологического детектива по праву считается Агата Кристи. Ее Эркюль Пуаро не раз утверждал, что для раскрытия преступления необходимо, в первую очередь, знание психологии, а уж потом – криминалистики. Одним из романов, в которых Пуаро в полной мере применил свой психологический талант, является «Убийство Роджера Экройда». К этой же разновидности относится и роман Кристи «Десять негритят», ставший основой для известного советского фильма, который необходимо посмотреть каждому ценителю детективов.
Из относительно современных произведений больше всего внимания привлекает книга Денниса Лихейна «Закрытый остров», по которому в 2010 году был снят фильм «Остров проклятых» с Леонардо Ди Каприо в главной роли.

Знаменитый роман Федора Достоевского «Преступление и наказание» тоже является психологическим триллером-детективом, хотя внутренним переживаниям главного героя там уделено значительно больше внимания, чем, собственно, ходу расследования.

Другими классическими образцами этого жанра, с которыми непременно нужно познакомиться ценителям, считаются «Тайна Эдвина Экруда» Чарльза Диккенса, «Душной ночью в Каролине» Джона Болла, а также хорошие детективы Жоржа Сименона. Исследователи утверждают, что именно во Франции развилась своя самостоятельная школа психологической детективной литературы.
Видео по теме

Совет 3: Кто такие хасиды

Хасидами называют евреев, последователей Израиля Бешта, создателя религиозного мистического учения в Иудаизме - Хасидизм. Вокруг них ходит обычно много разных слухов и кривотолков.

Откуда пошли хасиды

Хасидизм зародился в местечках Подолья, на территории современной Украины. В начале восемнадцатого века еврейская община Речи Посполитой оправлялась от так называемой Хмельнитчины - освободительной казачьей войны, которая сопровождалась многочисленными погромами еврейского населения, когда от рук казаков и следовавшего за погромами голода погибла четверть всей общины. В это же время на Подолье бежали представители мессианского еврейского движения Саббатианцев, названного по имени каббалиста Шабтая Цви, который объявил себя мессией, но потом был пленен стамбульским Пашой и принял ислам. Это и послужило толчком для зарождения нового учения. Родоначальником хасидизма считается рабби Исраэль бен Элиэзер более известный как Баал Шем-Тов, он же Бешт. Учитель делал акцент на личном переживании божества и личной праведности, отсюда и название – «хасид», что значит праведник. Новое течение быстро распространилось среди евреев Речи Посполитой, но было встречено в штыки представителями ортодоксального иудаизма. Учение хасидов было почти тайным, что служило почвой для различных слухов, однако сегодня всю информацию об учении можно легко найти даже в википедии.
Главным раввином России сегодня является хасидский ребе. Это гражданин США Берл Лазар, который представляет интересы еврейской общины в нашей стране.
Хасидизм распался на множество течений и последовательно развивался. На сегодняшний день это, безусловно, самая богатая еврейская община в мире. Ее лидером является так называемый Любавический Ребе, чей двор обычно передается по наследству.

Современное состояние общины

Большинство хасидов живет в США. Они стараются неукоснительно и фанатично соблюдать еврейские обряды, делая акцент на обрядовости времен Бешта. В повседневной жизни хасиды используют строгий дресс-код, но каждая хасидская группа имеет свои особенные аксессуары, по которым можно определить их принадлежность. Самой отличительной деталью хасидов является штраймл - меховая шапка, которую они одевают по субботам, пусть даже и летом в Иерусалиме, когда температура повышается до сорока. В обычные дни хасиды носят черные шляпы из под которых непременно свисают пейсы - никогда не бритые волосы на висках. Галстуки хасиды обычно не носят, потому как они напоминают им форму креста. Среди замужних хасидских женщин принято брить голову и носить парики.
Каждый год на еврейский Новый год хасиды со всего мира съезжаются в Умань на могилу рабби Нахмана. Этот украинский небольшой город принимает тогда до тридцати тысяч хасидов, которые по традиции бурно встречают праздник.
Численность детей в хасидской семье достигает обычно шести-восьми. Говорят они обычно на языке той страны, в которой проживают, для чтения молитв и Торы дети в религиозных школах изучают иврит. Также важен в хасидской общине язык, на котором говорил Бешт - идиш.
Видео по теме
Самые известные кинороли Елены Сафоновой
Связанная статья
Источники:
  • Иронический детектив в контексте современной литературы
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше