Совет 1: Что делать, если ты сова

Разделение людей на сов и жаворонков хоть и оправдывает некоторое поведение, но совершенно не решает проблемы. Ведь современный мир предназначен по большей части не для тех, кто привык просыпаться после обеда. Как сове выжить в мире жаворонков и что делать, чтобы максимально комфортно уживаться с ними на работе, дома и в общественном транспорте?
Что делать, если ты сова
Во-первых, не стоит насильно себя переделывать и ломать. Большинство исследований подтверждают, что если человек – классическая сова, исправиться за счет силы воли у него навряд ли получится. Некоторым это удается, но исключение только подтверждает правило. Есть среди сов такие, которые могут себя перебороть, но это далеко не все. А поскольку изменить себя у вас запросто может не получиться, попытайтесь изменить окружающий мир. Вдруг, сработает.

Первое, что вам нужно для себя усвоить – работа, которая начинается в 9 утра – точно не ваш вариант. Это хорошо, если вы живете в соседнем доме и можете проснуться в 8:30, но что же делать, когда приходится подниматься в 7 или даже 6 часов? Помните, что у людей с ритмом, подобному вашему, пик активности, а следовательно, и самая продуктивная работа, приходятся на 4-5 часов дня. Жаворонки в это время уже клюют носом и собираются домой, а совам, наоборот, подавай работы, хлеба и зрелищ.

Конечно, радость позднего пробуждения оставляет человека после того, как он обзаводится семьей. Даже если с утра пораньше вам не нужно вскакивать, чтобы ехать на работу, все равно придется подниматься, чтобы покормить детей, собрать их в школу или детский сад и заняться чем-нибудь "общесемейнополезным". Но и здесь вы можете поэкспериментировать. Умойтесь с самого утра ледяной водой, быстренько осуществите все необходимые манипуляции, а потом возвращайтесь под теплое одеяло – досыпать. Не стоит думать, что подобное поведение аморально или неправильно. Вам необходимо выспаться, чтобы чувствовать себя бодрой и легкой. Вот и спите в то время, которое для вас удобно.

Старайтесь следовать собственному жизненному ритму. Вообще отказываться ото сна не стоит, поскольку это может оказать серьезное воздействие на ваше здоровье. Если же вас окружают жаворонки, твердящие, что бодрствование до 2-3 часов ночи – это ненормально, попробуйте разбудить их в эти самые 3 ночи и заставить поработать. Если им кажется, что по утрам вы просто придуриваетесь, пусть попробуют ощутить это на собственной шкуре.

Помните, что вы не одиноки. На свете живет и работает множество таких же людей, как и вы, тех, кому утром невыносимо тяжело вставать, а ночью не хочется рано ложиться. Не нужно думать, что ваш ритм неправильный, просто он другой. Все, что вам нужно решить для себя – как вы хотите жить: приспособиться к остальным или устроить себе комфортные условия самостоятельно. В любом случае, вы всегда можете найти то, что вас устроит. Решайте сами.

Совет 2 : Как перестроить биологические часы

У человека имеются собственные биологические часы, идущие независимо от тех, которые надеты на руку. Именно они устанавливают время, когда человек просыпается утром или ложится спать вечером, когда у него подъем жизненных сил и прекрасная работоспособность, а когда он ощущает сонливость. Но можно ли поспорить с природой и перестроить свои часы?
Как перестроить биологические часы

Миром правят жаворонки

Так уж повелось, что в современном мире гораздо проще жить жаворонкам – людям, которые рано ложатся и рано встают. Они просыпаются в шесть-семь утра и свежими отправляются на работу, где без труда сохраняют ясность мысли и успешно выполняют поставленные им задачи. Однако есть и другой тип людей – так называемые совы. Они любят поздно ложиться спать и поздно вставать, и вовсе не потому, что они не способны вовремя оторваться от чтения книги или просмотра фильма. Их биологические часы попросту не позволяют им уснуть в девять-десять вечера, ведь сова в это время полна сил.

Но многочисленные внешние факторы зачастую не позволяют людям вести тот образ жизни, который им ближе. Начальник хочет, чтобы все его подчиненные в девять утра смогли активно включиться в работу, ребенка необходимо привести в детский сад рано утром, многие врачи также предпочитают принимать пациентов пораньше. Чтобы не оказаться на обочине жизни, можно попробовать перевести свои биологические часы.

Возможно ли перевести стрелки в организме?

Ученые расходятся во мнениях, можно ли по желанию сменить свой ритм. Некоторые специалисты считают, что это врожденная особенность, и если человек является совой или жаворонком, то это навсегда. Другие же исходят из предпосылки, что люди – существа довольно гибкие, и при необходимости суточный ритм можно изменить.

Перестраивать биологические часы следует постепенно. Измените время, когда вы ложитесь спать. Если вы решите отойти ко сну на два-три часа раньше обычного, у вас вряд ли что-либо получится, и вы проведете это время, ворочаясь в постели. Попробуйте каждый день укладываться на 10-15 минут раньше. Чтобы сон пришел, постарайтесь к этому времени устать. Придя домой с работы, займитесь уборкой, отправьтесь на пробежку, поиграйте с собакой. Перед сном примите ванну с успокаивающим эфирным маслом (подойдет хвойное или масло лаванды), попросите любимого человека сделать вам массаж.

Вряд ли вам удастся просыпаться без будильника в нужное время, пока ваш новый ритм еще не устоялся, поэтому выставите часы и минуты, когда вы желаете встать. Будильник желательно поставить подальше от кровати, чтобы у вас не было соблазна выключить его и вновь провалиться в объятия Морфея. Балуйте себя с утра – готовьте ароматный кофе, покупайте аппетитные круассаны, чтобы это время вызывало у вас приятные ассоциации, и вам хотелось просыпаться.

Если вы будете последовательны, у вас наверняка получится перестроить свои биологические часы. Однако если вы, несмотря на все усилия, не высыпаетесь, из-за чего постоянно рассеяны и не можете сосредоточиться на работе, возможно, вам не стоит себя мучить и лучше смириться со своей особенностью и постараться подстроить под нее свою жизнь.

Совет 3 : Как сове ложиться спать пораньше

Совы – пташки поздние, чем ближе ночь, тем активнее они становятся. А вот утро для них можно смело назвать стрессом, тем более раннее. Но ритм жизни изменить нелегко, а вот биоритмы и «обмануть» возможно.
Как сове ложиться спать пораньше
Полноценный сон – залог успешного дня. Поэтому для совы важно не только рано встать, но и вовремя уснуть. И это для совы – проблема, так как именно в это время их организм полон сил и готов к активному бодрствованию.

Готовимся ко сну

Перед сном следует расслабиться. Как минимум за час отвлечься от компьютера и телевизора. Рекомендуется ложиться не позднее 20.30.
Нужно хорошо проветрить спальню, включить медитативную (расслабляющую) музыку. Поможет прогулка перед сном и теплый душ.
Очень важно отпустить нерешенные проблемы, тревоги, недочеты прошедшего дня. Оставьте их на утро. Успокоиться поможет массаж с ароматическими маслами: лавандовым или кипарисовым. Поможет уснуть чашка мятного чая с медом.

Метод расслабления

Выберите взглядом какой-нибудь предмет и смотрите на него, пока его очертания не станут расплываться. В этот момент представьте приятное событие из вашей жизни, самые мелкие детали и даже ароматы. Прочувствуйте его заново, этот метод помогает расслабиться.

Доброе утро

Нужно обратить внимание на будильник. Путь он звонит не над ухом, а в соседней комнате. По возможности меняйте его звук, просыпайтесь каждый день под разную музыку: классика, попса, рэп. Можете просто ставить на звонок любимые мелодии. Или используйте телевизор, установите таймер за полчаса до подъема на музыкальный канал.

Вставайте сразу как только проснулись, «еще пять минут» могут затянуться на час или больше. На утро запланируйте самое приятное занятие, это поможет быстро проснуться. Горячий зеленый чай с медом и лимоном поможет взбодриться. Примите контрастный душ.
Наполните комнату ароматами хвойных масел, сандалом или цитрусами. Растирайте мочки ушей и ладоней. Для сов рекомендуется завтракать во всеоружии, что поможет настроиться на работу, домашняя же одежда расслабляет.

Перенесите утренние процедуры на вечер. Например, приготовьте одежду, почистите ботинки, упакуйте необходимые бумаги. Сделайте утро по максимуму комфортным.

Нельзя с раннего утра думать о том, как скоро вы вернетесь домой. Наоборот, предвкушайте успех, карьеру, наконец, заработанные деньги. Это поможет встать и придаст сил. Еще лучше придумать себе мечту. Просыпаясь, представляйте, что она уже исполнилась. Например, вы уже на Бали. Испытайте удовольствие от этого впечатления. Вы зарядитесь энергией и намерением исполнить ее. И тогда утро по-настоящему станет добрым.
Источники:

Совет 4 : Как стать «жаворонком»

Любители поспать до обеда, а потом просидеть всю ночь за монитором, оправдываются своей принадлежностью к славному клану «сов» и сетуют на то, что «такими уродились». Но ведь среди детей «сов» встречается очень мало? Почему же среди взрослых их количество достигает 45%?
Как стать «жаворонком»

Зачем это нужно

Можно сколь угодно долго доказывать себе и окружающим, что спать все утро и бодрствовать ночью – это замечательно, но выводы ученых, да и сравнительные исследования состояния организма «сов» и «жаворонков» говорят об обратном.

«Совы» по статистике раньше стареют, они подвержены раннему климаксу . Кроме того, лишая себя ночного сна, они лишают организм возможность вырабатывать важный гормон – мелатонин, который нейтрализует свободные радикалы, а это, в свою очередь, приводит к тому, что кожа теряет упругость, репродуктивные свойства организма снижаются, а менструальный цикл укорачивается. Кроме того, мелатонин регулирует жировой обмен в организме, таким образом у «сов» больше шансов набрать лишние килограммы.

Кроме того, дефицит ночного сна увеличивает выработку гормонов стресса и плохо влияет на иммунную систему.

С чего начать

  • Чтобы приучить себя ложиться пораньше, необходимо придумать приятный ритуал «отхода ко сну». Исключить все возбуждающее нервную систему факторы примерно за час до того, как отправиться в постель, а заняться только спокойными и приятными вещами. Возможно, это будет расслабляющая ванна, неспешная прогулка, чтение любимой книги, чашка мятного чая или стакан теплого молока с медом. Обязательно позаботиться о том, чтобы спальное помещение было хорошо проветрено.
  • Подумайте о завтрашнем дне и запланируйте какое-нибудь дело, ради которого вам хотелось бы проснуться. Это должно быть что-то интересное, захватывающее, и тогда у вас не будет соблазна оттянуть момент пробуждения и поваляться в постели подольше.
  • Утренний ритуал также важен. Выделите несколько минут утром, чтобы настроиться на грядущий день: постойте на балконе или у открытого окна с чашкой кофе или ароматного чая, впитайте в себя энергию пробуждающейся природы.
  • Не пропускайте завтрак: он действительно дарит энергию и включает организм в работу. Завтракайте вкусно и полезными продуктами.
  • Привыкнув жить в новом для себя режиме, вы почувствуете, как пропадает постепенно ощущение вечной нехватки времени, день словно «удлиняется», а энергии и впечатлений становится больше. 

Совет 5 : Как стать жаворонком

Справедливость пословицы «Кто рано встает, тому Бог подает» каждый может проверить самостоятельно. Конечно, в случае раннего подъема милость высших сил вряд ли обрушится на вас лавиной денег и удовольствий, но правильная организация ночного отдыха гарантированно поможет успевать больше и восстанавливать потраченные силы эффективней.
Как стать жаворонком
Вам понадобится
  • - удобная кровать;
  • - хорошо проветренная и затемненная комната;
  • - выключенный компьютер.
Инструкция
1
Настройтесь на раннее пробуждение. Для начинающих «жаворонков» и тем более для «профессиональных сов» это наиболее трудная задача, потому что многомесячная, а то и многолетняя привычка работать и заниматься делами действует, как наркотик. Спать начинает хотеться тогда, когда, например, накапливается усталость глаз, гаснет последнее окно в доме напротив или заканчивается определенная телевизионная передача. Эти факторы субъективны, но кажется, что без «дозы» уснуть не получится никогда. Прямо посреди рабочего дня отвлекитесь на минуту и дайте себе мысленный приказ: «Сегодня я лягу пораньше и завтра проснусь раньше обычного. Это нужно для здоровья. Это нужно для меня».
2
Обеспечьте себе возможность проспать не менее семи-восьми часов. Готовясь к вставанию «с петухами», следует закончить работу пораньше. Можно даже сократить привычный объем выполняемых обязанностей. Не переедайте. Не пейте много жидкостей - не важно, чая, соков или компота. Отключите телефон или хотя бы звук и вибросигнал на нем. Хорошо проветрите помещение; лучшая температура для сна — 17–20 °C при относительной влажности 40–60%. Отключите все источники звука и света. Даже светодиодные индикаторы на домашней технике лучше заклеить непрозрачным скотчем. Обязательно выключите компьютер. Нет, не «Сон» и не «Гибернация». Только окончательный и бесповоротный «Shut down» до самого утра. Не смотрите перед сном боевиков, триллеров, мелодрам и других фильмов, вызывающих сильные эмоции. Лучше вообще ничего не смотреть и не читать, а прогуляться минут 15–20 в ближайшем парке или сквере.
3
Проверьте, закрыта ли входная дверь, выключен ли газ и вода. Порядок действий и их запоминания такой же, как и при выходе из дома, с той лишь разницей, что вы предпринимаете меры не для защиты от воров или избежания пожаров и потопов, а для собственного комфорта.
4
Правильно настройте будильник. Звук будильника должен именно будить, а не всего лишь раздражать. Лучше всего поставить два будильника с разницей минут в 5–10. Первый — с повторяющимся писком или сложной мелодией (желательно не полифонической), а второй — с резким частым сигналом, например, со звуками ударов молотка о рельс. При правильной подготовке ко сну разбудит первый, щадящий будильник, а если поленитесь встать, то второй гарантированно заставит вас подпрыгнуть в кровати.
5
Ложитесь спать и просыпайтесь в одно и то же время. После того как вы организуете пространство для комфортного сна и выработаете устойчивую привычку к раннему пробуждению, то есть станете настоящим «жаворонком», и при необходимости можно будет незначительно изменять режим. Но первые месяцы лучше не допускать даже пятиминутных отклонений.
6
Используйте мелочи, которые способствуют хорошему сну. Например, черное или темно-синее постельное белье поможет заснуть быстрее. Кроме того, полстакана (100 мл) негазированной воды, выпитой непосредственно перед сном, облегчат естественное пробуждение. Разумеется, вы не должны иметь проблем с почками и мочевыводящей системой.
7
Помните, что деление на «сов» и «жаворонков» довольно условно, а многие специалисты-гипнологи и вовсе считают, что «совы» — это следствие слабой самодисциплины. Правильно питающаяся, не испытывающая постоянного стресса и не вынужденная подрабатывать по ночам «сова» сама по себе становится «жаворонком» примерно за месяц.
8
Стимуляция раннего пробуждения всевозможными бонусами (покупкой мечты, поездкой на отдых и т. п.) чаще всего не дает результата. Раннее засыпание и пробуждение становятся не естественностью, а частью гонки за призами. Польза же для здоровья не заслуживает никаких призов, кроме собственно улучшения самочувствия. Формирование устойчивой привычки, в данном случае к правильному сну и раннему пробуждению, занимает примерно 21 день. Не удивляйтесь, если первая неделя не увенчается значительными успехами. Однако если и спустя пару недель вам все еще тяжело себя настраивать на сон и раннее пробуждение, стоит хорошо проанализировать причины и, возможно, обратиться к психологу.
Видео по теме
Обратите внимание
Сон под любую музыку или под включенный, пусть и негромко, телевизор не полезен. Ритмическое напряжение слуховых нервов мешает засыпанию и укорачивает фазу долгого сна. Аудиозаписи наподобие «Звуков природы», вопреки заблуждению, так же не способствуют отдыху во сне — мозг запоминает даже сложную последовательность звуков и реагирует на запись, как на раздражитель, и избыточно возбуждается.
Полезный совет
При серьезных трудностях с засыпанием и неглубоком тревожном сне следует проконсультироваться с терапевтом, чтобы он порекомендовал снотворные средства или седативные травяные сборы.
Источники:
  • Энциклопедия практической психологии «Психологос»
  • WOS: «совы» и «жаворонки» — миф или реальность
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500