В Советской России 1917-1920-х годов кожанка в сознании простых советских граждан приобрела знаковый смысл, стала маркером общественного положения и атрибутом «красных» комиссаров. Достать себе кожанку любыми путями стремились многие молодые люди, лояльные к власти, ковавшие из себя железных большевиков.

Зарождение популярности



По своей сути появление кожанок, как неотделимого атрибута образа чекистов, довольно типичный для послевоенных времен эпизод проникновения военной униформы в гражданскую повседневную одежду. Кожаное военное обмундирование появилось в России в начале XX века, изначально по уставу его могли носить только летчики. После появления в российской армии бронедивизионов, кожаная двубортная куртка стала также униформой офицерского состава этих бронечастей. Так как одежда из кожи сочетала в себе удобность и хорошую прочность перед войной кожанки стали носить гражданские летчики-воздухоплаватели и шоферы.


После издания знаменитого приказа №1, во время февральской революции, дисциплина в русских войсках рухнула. Многие пижонистые офицеры других родов войск, игнорируя устав, стали также носить кожанки. Последовавший за этим октябрьский переворот позволил носить «модные» кожаные куртки всем желающим комиссарам и красногвардейцам любых рангов и мастей.

Получение знакового статуса



Настоящим же символом принадлежности к высшим революционным органам кожанки стали после того, как их ношение приобрело стихийный характер. В определенный момент советская власть решила прекратить самодеятельность в ношении кожаной униформы, отделив настоящие проверенные в делах кадры от псевдореволюционеров и маскирующихся бандитов. С весны 1918 года в Москве организовали строгий учет всех кожаных курток, фуражек и галифе. Осенью того же года вышел приказ, запрещающий торговлю кожаной военной одеждой, предписывающий также всем владельцам отдельных элементов кожаной униформы свезти весь товар на специальный склад.

Кроме того большевики предупредили всех торговцев, что нарушивших данный приказ ждет кара по всей строгости революционных законов, это означало только одно – расстрел без суда и следствия. После появления данного приказа любой человек, купивший или продавший кожаную военную одежду просто по случаю, мог запросто попасть под расстрел без выяснения обстоятельств. Теперь все знали – тот, кто одет в кожанку, имеет непосредственную принадлежность к властным структурам. Именно так кожаные летные куртки, кепки и галифе на несколько лет стали практически официальной униформой красных комиссаров, чекистов и высших революционных вождей. Хотя уже во второй половине 1920-х года, с укреплением НЭП кожанка потеряла статус знаковой вещи и считалась анахронизмом.

Существуют также версии, что в швах кожаной одежды не селились вши – разносчики тифа, с кожаной одежды жестоким красным комиссарам было удобно смывать кровь расстрелянных людей, большевики просто разграбили огромный склад неиспользованной армейской униформы.