Совет 1: Как писать негаторный иск

Понятие «негаторный иск» используется еще со времен Римского права. Его название – производное от латинского слова negaterius – «отрицательный». По своей сути он является требованием к третьим лицам – судебной инстанции – об устранении препятствий владельцу имущества в пользовании этим имуществом или устранении нарушений, препятствующих истцу осуществлять свои полномочия собственника.

Особенности негаторного иска

Негаторный иск собственник имущества подает в том случае, когда нарушение его права осуществлять полномочия владельца не лишают его права на его владение. Определение этого понятия приведено в ст.304 Гражданского кодекса РФ, где описывается, каким образом собственник может защитить свои права от нарушений, не связанных с лишением владения.

Чтобы подать негаторный иск, у вас должны быть основания. Ими являются ваше подтвержденное право владения и доказанные обстоятельства, подтверждающие, что вам в этом создают препятствия. В этом случае субъектом иска является собственник, испытывающий препятствия. В качестве субъекта иска может выступать и любое другое лицо, владеющее имуществом на законных основаниях – арендатор или, например, тот, кто владеет им на правах хозяйственного ведения, оперативного управления и пр.

Лицо, нарушающее права владельца без законных оснований, является субъектом обязанности. Объектом искового заявления является устранение данного правонарушения, которое на момент подачи иска еще длилось. Поскольку нарушение не было устранено в момент подачи иска, негаторный иск не имеет срока давности и может быть подан в любой момент, когда оно еще длится.

Объектом негаторного иска может быть и предотвращение потенциально возможного нарушения права владения если имеется такая угроза. Это может быть, например, когда строение, которое планируют возвести на соседнем участке, будет загораживать проезд к вашему участку или каким-то другим образом препятствовать пользованию имуществом.

Что написать в негаторном иске

Адресная часть негаторного иска пишется так же, как и в общем случае: укажите наименование суда, фамилию, имя и отчество истца, его место жительства и место постоянной регистрации. В адресной части также указываются данные ответчика: фамилия, имя и отчество, место жительства и регистрация. Напишите цену иска, указав сумму в рублях.

В заголовке документа следует указать его вид: «Исковое заявление об установлении нарушений, не соединенных с лишением владения (негаторный иск)». В вводной части опишите то имущество, к владению которым вам чинят препятствие, в том числе адрес, кадастровый номер, способ его приобретения, как долго оно находится в вашем владении. После этого изложите свои претензии: когда и каким образом проявляются нарушения ваших прав собственника. Учтите, что эти нарушения не должны быть соединены с лишением вас права владения. Укажите сумму убытков, причиненных вам в результате этих неправомерных действий.

В завершающей части иска изложите просьбу к суду: обязать ответчика устранить нарушения и возместить причиненный ущерб. Приведите список лиц, которые суд может вызвать в качестве свидетелей, и дайте список приложений – документов, которые вы предъявляете в качестве доказательств. К заявлению приложите квитанцию об уплате государственной пошлины и его копию для предъявления ответчику.

Совет 2: Как быть, если подают встречный иск

Если у ответчика имеются встречные требования к истцу, в целях совместного рассмотрения с основным иском, он имеет право предъявить встречный. Встречный иск может быть заявлен в любое время до вынесения решения судом. Когда в рамках одного дела рассматривается основной и встречный иски, порядок действий следующий:
Инструкция
1
На встречные требования нужно подготовить отзыв, обосновать их неправомерность, мотивировать свою позицию, приложить в качестве доказательств подтверждающие документы.
2
Особенности рассмотрения таких дел — каждая из сторон одновременно является истцом и ответчиком в деле. При взаимосвязи исков процесс по каждому ведется самостоятельно. Например, встречный иск можно оставить без рассмотрения.
3
Предъявление встречного иска является основанием для отложения судебного разбирательства, так как истцу необходимо ознакомиться с документами, представить свои возражения, истребовать новые доказательства.
4
В ходе судебного заседания излагается позиция истца и ответчика по первоначальному иску, после этого — по встречному иску. Стороны задают друг другу вопросы, суд уточняет их доводы. Рассмотрение такого дела происходит по общим правилам искового производства.
5
По результатам рассмотрения дела судья выносит одно решение, где указывает на отказ или удовлетворение требований по основному и встречному иску. Если с обеих сторон подлежат взысканию денежные суммы, судья проводит зачет. Обжаловать такое решение можно только в части удовлетворения встречного иска.
Видео по теме
Обратите внимание
Предъявление встречного иска направлено к зачету требований, но не означает признания ответчиком основного иска.
Источники:
  • Гражданский процессуальный кодекс РФ
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше