Совет 1: Что такое эхогенность

Эхогенность является одной из основных характеристик в ультразвуковой диагностике. Она используется для описания исследуемых органов. Изменение эхогенности свидетельствует о каких-либо патологиях в органах и тканях.

Эхогенность и эхоструктура

Термин «эхогенность» отражает степень плотности ткани какого-либо органа. Ее изменения могут появляться вследствие различных заболеваний. В большинстве случаев эхогенность органов снижается из-за воспаления или отека. Наряду с этим термином в УЗИ-диагностике используется также термин «эхоструктура», который обозначает определенное сочетание ультразвуковых элементов. Эхогенность и эхоструктура объекта определяется врачом при сравнении исследуемой структуры с уровнем шкалы на мониторе ультразвукового аппарата.

Эхогенность исследуемого органа зависит от его акустических свойств (отражение, звукопроводимость, преломление и поглощение звуковых волн). В свою очередь, они определяются морфологическим строением объекта. Закономерность взаимосвязи морфологического и ультразвукового строения ткани заключается в следующем: чем меньше структура имеет жидкости, тем ее эхогенность будет выше и, наоборот, чем больше она содержит жидкости, тем ниже ее эхогенность.

Уровни эхогенности

При исследовании выявляются ультразвуковые объекты 4-х видов: гиперэхогенные (с повышенной эхогенностью), изоэхогенные (эхогенность в норме), гипоэхогенные (с пониженной эхогенностью) и анэхогенные (эхогенность отсутствует). Степень понижения эхогенности можно подразделить на выраженную (ближе к анэхогенной) и умеренную (ближе к изоэхогенной). Гиперэхогенные структуры не содержат жидкости, они имеют наибольшую акустическую плотность (отражение звуковой волны) и самую низкую звукопроводимость. Такие элементы визуализируются невооруженным человеческим глазом.

Изоэхогенная ткань соответствует неизмененному органу, а также новообразованиям, поскольку они имеют почти одинаковую общую клеточность тканей. Гипоэхогенная ткань соответствует различным диффузным патологиям. Она представляет собой участки высокой клеточности, характерные для определенных типов ткани новообразований. Изоэхогенные и гипоэхогенные элементы могут соответствовать только клеточным структурам.

Анэхогенные или гидрофильные структуры не имеют внутренних эхосигналов. Они представлены объектами, содержащими жидкостный компонент (например, кистозными полостями). Анэхогенные структуры обладают высокой визуальной чувствительностью. При изменениях эхогенности какого-либо органа необходимо проконсультироваться с врачом. Возможно, придется пройти дополнительное обследование. Чем раньше будет выявлено заболевание, тем эффективней будет лечение.

Совет 2: Виды эхогенности объектов при УЗИ-диагностике

Ультразвуковая диагностика занимает почетное место в сфере диагностических методов и процедур. Ультразвуковые методы точны, не занимают много времени и не требуют больших денежных затрат — всем этим и объясняется популярность этого вида исследования.

Особенности УЗ-диагностики

Ультразвуковая диагностика основана на способности органов и тканей отражать ультразвуковые волны. Ультразвуковой датчик беспрерывно посылает сигнал, который отражается от внутренних органов и возвращается к источнику. И в ходе процедуры врач наблюдает на мониторе черно-белое изображение.

С помощью УЗИ можно оценить состояние многих внутренних органов и систем: мозга и щитовидной железы, молочных желез, сердца и крупных сосудов, желудка и поджелудочной железы, печени, ее протоков и желчного пузыря, почек и органов малого таза. В определенных случаях ультразвук используют и для диагностики патологий кишечника. Значение ультразвуковой диагностики трудно переоценить.

От чего же зависит «картинка» на мониторе врача

Изображение на мониторе УЗИ-аппарата всегда черно-белое. Интенсивность черного цвета зависит от эхогенности органов.

Эхогенность, или эхоплотность, — это способность тканей отражать ультразвуковой сигнал. У каждого органа своя норма эхоплотности.

Эхогенность бывает:

- средняя, изоэхогенность, на мониторе отражается серым цветом;
- сниженная, гипоэхогенность, изображение на экране темно-серое, ближе к черному;
- повышенная, гиперэхогенность, на экране белого цвета;
- отсутствие эхогенности, анэхогенность, совершенно черные объекты на мониторе.

Сниженная эхоплотность означает, что структура органа или ткани мягкая, пропускает ультразвуковой сигнал с минимальными препятствиями, это, например, мягкие ткани, абсцессы в органах, скопление крови в полости.

Повышенная эхогенность характерна для плотных структур, которые не пропускают ультразвуковую волну. Это кости, отложения кальция в сосудах и органах, а также скопления газа в кишечнике.

Эхогенностью не обладают жидкости организма: содержимое мочевого пузыря и кисты.

Средняя эхогенность у многих органов половой системы: стенки матки, яичники у женщин и тестикулы у мужчин.

Но не только на эхогенность следует обращать внимание при ультразвуковом исследовании. Врач ультразвуковой диагностики оценивает:

- контуры органа: ровные они или неровные, для некоторых органов также оценивается симметричность;
- структуру органа: однородна она или содержит какие-либо включения, и какой эхоплотностью эти включения обладают;
- очаговые изменения: этот пункт играет особую роль, ведь очаговые изменения могут означать новообразования различного характера.

Нельзя ориентироваться только на эхогенность объекта, но это, безусловно, один из ключевых показателей в ультразвуковой диагностике, дающий возможность оценить здоровье внутренних органов.
Источники:
  • Ультразвуковая диагностика. Медицинская энциклопедия
  • Основные УЗИ термины
  • Эхогенность поджелудочной железы повышена – тревожный сигнал

Совет 3: Что такое ультразвуковая диагностика

Ультразвуковая диагностика в медицине - это метод исследования человеческих органов, основанный на способности ультразвуковых волн проникать сквозь ткани, показывая картину состояния организма на экране.
Инструкция
1
Во время диагностики при помощи аппарата УЗИ выявляется большое количество нарушений и заболеваний внутренних органов. Метод абсолютно безвреден для человека и обладает широкой доступностью благодаря относительно низкой стоимости аппарата. Результат УЗИ известен сразу, а сама процедура не приносит пациенту никакого дискомфорта и боли.
2
В настоящее время УЗИ применяется для диагностики заболеваний органов малого таза, брюшной полости, предстательной железы, молочных желез, суставов, тканей, сердца, щитовидной железы, глаз, лимфоузлов, кровеносных сосудов и многих других органов и тканей. С помощью УЗИ проводятся исследования во время беременности. Существуют современные 3D аппараты, позволяющие выстроить наиболее подробную картину и даже увидеть лицо будущего ребенка. Технической новинкой является цветной аппарат УЗИ, его использование наиболее актуально при диагностике заболеваний сосудов.
3
Во время обследования пациент ложится на кушетку, врач наносит на кожу обследуемой области специальный гель и при помощи датчика проводит обследование, сравнивая полученные результаты с принятой нормой. Использование ультразвука при повреждениях головы позволяет найти места кровоизлияний, найти срединную линию головного мозга. УЗИ молочных желез выявляет патологические процессы. УЗИ внутренних органов показывает изменения и отклонения в их строении, выявляет наличие спаечных процессов и жидкости в брюшной полости. Выявляет цирроз печени, гепатит, желчекаменную болезнь и др. Позволяет поставить более точный диагноз и выбрать правильную тактику лечения.
4
Исследование сердца помогает отслеживать его работу во время оперативного вмешательства и выявляет патологии в его работе. УЗИ почек, мочевого пузыря, мужских и женских половых органов выявляет доброкачественные и злокачественные новообразования и некоторые заболевания. Ультразвуковое исследование позволяет дать оценку состояния плода, выявить врожденные и наследственные заболевания, соответствие развития плода сроку беременности, оценить состояние половых органов матери. Количество исследований является не ограниченным. Обычно проводится в 11, 20 и 30 недель.
5
Несмотря на все плюсы УЗИ, помните, что врач, проводящий исследование должен дать заключение, а лечение должно подбираться лечащим врачом. При выборе лечения он должен опираться на совокупность данных, полученных от УЗИ, анализов и исследований. Точность и достоверность УЗИ зависит от имеющихся особенностей и хронических заболеваний пациента, размера монитора и производительности аппарата.

Совет 4: Что такое гипоэхогенное образование

Гипоэхогенное образование - участок организма со сниженной акустической плотностью, которая может быть обнаружена во время УЗИ. Такое образование нередко является признаком патологии, но для уточнения диагноза обязательно нужны дополнительные исследования.
Термин «гипоэхогенное образование» вошел в обиход медиков с появлением методики ультразвукового исследования. Как известно, во время процедуры УЗИ аппарат генерирует и отправляет к исследуемым органам высокочастотные звуковые колебания. Органы в свою очередь формируют отраженный ультразвук, который в виде эха возвращается обратно, воспринимается датчиком аппарата и преобразуется в картинку на экране монитора. Оценка полученных данных позволяет сделать верные выводы о состоянии органов и тканей.

Характеристика гипоэхогенного образования

С помощью УЗИ можно оценить не только расположение и размеры органа, но и его структуру. Для этого вводится понятие акустической плотности или эхогенности, которое означает скорость движения ультразвуковой волны в органе или ткани. У каждого органа свое значение акустической плотности.

Гипоэхогенное образование – это участок организма со сниженной акустической плотностью, в котором ультразвуковые волны движутся медленнее по сравнению с окружающим пространством. На снимке такой участок значительно темнее, чем другие структуры.

Чаще всего гипоэхогенное образование – это полость с тонкими стенками, внутри которой находится жидкость. Такое образование может иметь различную форму и контуры и располагаться в самых разных органах: матке, щитовидной и молочной железах, печени, почках, яичниках.

Что означает появление гипоэхогенного образования

Во время УЗИ врач не только находит образование со сниженной плотностью, но и подробно описывает, как оно выглядит. Если структура имеет неровные контуры, это может быть киста, опухоль, фиброаденома и аденоз молочной железы. Структура округлой формы с ровными краями – это чаще всего обычная или паразитарная кисты, опухоль, галактоцеле в молочной железе в период лактации или фолликул, если проводится исследование яичников в середине цикла.

Обнаруженное гипоэхогенное образование может оказаться какой угодно патологией, но в любом случае его наличие говорит о необходимости дополнительного исследования. В частности, врач может назначить биохимический анализ крови и исследование с помощью видеоэндоскопической техники, т.е лапароскопию, цитоскопию и бронхоскопию. Иногда требуется биопсия того или иного органа, которая с точностью до 99 % позволяет подтвердить или опровергнуть диагноз.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше