Совет 1: Какую форму имеют орбиты планет Солнечной системы

Солнечная система состоит из восьми планет, каждая движется вокруг Солнца по собственной орбите. Орбиты этих планет имеют форму, приближенную к ровному кругу, и располагаются почти на одной плоскости, которая называется эклиптикой. На самом деле эти орбиты эллиптичны: немного приплюснуты с одних стороны и вытянуты с других.

Орбиты меньших внутренних планет

Меркурий, Венера, Земля и Марс входят в группу так называемых меньших внутренних планет или планет земной группы: они небольшие, твердые, состоят из металлов силикатов и находятся ближе всего к Солнцу. У Меркурия одна из самых вытянутых орбит, меньше всего похожих на форму круга. Ее эксцентриситет – числовое выражение отклонения от окружности – составляет 0,205. Орбита Меркурия расположена почти в 58 миллионах километров от Солнца. На плоскости эклиптики она тоже лежит неровно, под углом в 7 градусов.

Планета движется по орбите со скоростью 48 километров в секунду, делая оборот вокруг солнца за 88 суток.

Орбита Венеры очень близка по форме к кругу, в отличие от Меркурия (эксцентриситет равен 0,0068). Наклон к плоскости эклиптики у нее тоже очень небольшой: около 3,4 градусов. Планета обращается со скоростью 35 километров в секунду, делая полный оборот за 225 суток.

Орбита Земли эллиптическая, ее длина – более 930 миллионов километров. Скорость движения планеты по орбите не постоянная: она минимальна в июле и максимальна в феврале.

Марс находится в 55 миллионах километров от Земли и в 400 миллионах километров от Солнца. Ее орбита имеет форму очень выраженного эллипса, но не настолько вытянутого, как у Меркурия, с эксцентриситетом в 0,0934. Она наклонена к плоскости эклиптики под градусом 1,85.

Орбиты газовых гигантов

Остальные четыре планеты Солнечной системы – Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун – называются газовыми гигантами или внешними планетами. Эллипс орбиты Юпитера имеет эксцентриситет около 0,0488, поэтому разница между самым близким и самым далеким расстоянием от Солнца составляет около 76 миллионов километров.

Юпитер быстрее всего вращается вокруг своей оси по сравнению с остальными планетами Солнечной системы, а вокруг Солнца он совершает полный оборот почти за 12 лет.

Орбита Сатурна немного более вытянутая, чем у Юпитера (эксцентриситет 0,056), из-за чего разность расстояний до Солнца составляет целых 162 миллиона километров. Сатурн движется с небольшой скоростью – около 9,7 километров в секунду. Орбита Урана почти круговая, но с небольшими отклонениями к форме эллипса. Расхождения в расчетах между предполагаемой и наблюдаемой орбитой позволили предположить в середине XIX века, что за Ураном находится еще одна планета.

Нептун имеет небольшой эксцентриситет – 0,011. Его орбита настолько длинная, что свой полный оборот он совершает за 165 лет – столько времени прошло со времени открытия планеты.

Совет 2: Что такое орбита планеты

Человек настолько привык к смене дня и ночи, смене времен года, положению звезд на небе, что в повседневной жизни не задумывается, почему все эти явления происходят именно так. И еще реже вспоминает о том, что все они постоянны, периодичны, взаимосвязаны и закономерны.

С момента большого взрыва космическая масса стала «разбегаться» в разные стороны и формировать галактики (скопления звезд), в галактиках образовались звездные (солнечные) системы. Каждая звезда представляет собой сгусток энергии, который мощнее и больше самой большой планеты, кометы или астероида.

Звезда притягивает своей массой, своим гравитационным полем огромное количество других, более мелких космических тел. Эти объекты вращаются по определенной траектории, т.е преодолевают путь вокруг главного светила. Этот путь был назван орбитой.

Одновременно с вращением вокруг Солнца объекты движутся вокруг своей оси. Когда планета поворачиваются «спиной» к звезде – на стороне «лица» наступает ночь. Именно скорость обращения тела вокруг себя определяет продолжительность «суток».

Для каждого космического тела сутки длятся по-разному. Для некоторых планет, входящих в состав солнечной системы, сутки составляют 59 дней (по земным меркам), как, например, для Меркурия. Для Земли сутки – 23,56 часа. Для Юпитера - 9 часов 50 минут. В солнечной системе многие (но не все) тела движутся вокруг своей оси по часовой стрелке, но такие планеты, как Венера и Уран вращаются в обратную сторону.

Для обывателя, а не для астрофизика, орбита имеет всего две характеристики: продолжительность и протяженность. Орбита может иметь различную форму: вытянутую (эллипсоидную), круговую и т.д.

Постепенно обращаясь, планеты движутся вокруг своих солнц. Возможно, когда-то их орбиты пересекались. Но после нескольких столкновений они установились такими, какими их видит человечество сегодня. На тех планетах, которые расположены ближе к светилу, продолжительность года, т.е. протяженность орбиты гораздо меньше, чем у тех, которые находятся на «задворках» системы. Когда планета удаляется от Солнца, наступает зима, а с приближением к нему наступает лето.

Например, у самой близкой к Солнцу планеты – Меркурия - продолжительность года 88 суток. У третьей планеты – 365,26 дней. Всегда одно и то же, но люди для упрощения расчетов, считают 3 раза по 365 и 1 раз 364 дня. Т.е они умножают 0,25 дня на 4, что в совокупности составляет «набежавший» за три года день и вычитают его. А у Юпитера, год длится 11,86 земных лет.

Видео по теме

Совет 3: Какие планеты входят в Солнечную систему

Название «Солнечная система» естественным образом напоминает о том центре, вокруг которого существует система – это Солнце. А сама система, помимо Солнца, представляет определенное количество планет. Всего их восемь.

Находясь на определенном расстоянии и двигаясь по своим орбитам, планеты влияют друг на друга, представляя живой космический организм. Если перечислять их в порядке удаления от Солнца, то выявляется следующая  последовательность.

 Ближайшая планета к Солнцу – Меркурий, он же и самый маленький по размеру. Следующая – Венера. Затем идет родная человеку Земля. Далее –  красный загадочный Марс. Эти четыре небесных объекта называются планетами земной группы, состоящими из металлов и силикатов. Некоторые имеют спутники. Например, Земля и Марс.

 Следующие четыре планеты – внешние, так называемые газовые гиганты. Самая большая планета –  Юпитер. Самая необычная – Сатурн. Она имеет кольца вокруг себя. Предпоследняя – Уран. Самая дальняя от Солнца - Нептун. У этих планет огромное количество спутников. Планеты имеют и необычные орбиты перемещения в космическом пространстве.

Основное взаимодействие планет – гравитационное, сила которого зависит от массы каждого небесного объекта. Самая большая масса у Солнца, поэтому оно и является центром Солнечной системы. Солнце это не только масса, но и гигантский источник энергии, которую оно дарит всем своим планетам, создавая условия для развития живых организмов, как, например, на планете Земля.

Кроме восьми основных планет, существуют «карликовые планеты», расположенные на Поясе Койпера. Из них можно выделить Плутон, Макемаке и Хаумеа.

Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше