Совет 1: Кто такие рыцари круглого стола

Круглый стол - символ рыцарства в легендах о короле Артуре. Согласно средневековым хроникам, огромный стол занимал центральное место в пиршественном зале Камелота, и за ним как равные сидели отважные и благородные рыцари. Круглый стол был не только предметом интерьера, но и рыцарским орденом, объединившим лучших людей Британии.

Приданое Гвиневры

По легенде, Круглый стол был сделан чародеем Мерлином для Утера Пендрагона, отца короля Артура. Утер передал стол королю Леодегрансу, таким образом, Круглый стол возвратился к Пендрагонам в качестве приданного прекрасной Гвиневры, дочери Леодегранса.

За столом помещалось 150 человек. Сотня рыцарей короля Леодегранса тоже была приданным его дочери, и Артуру оставалось найти еще пятьдесят рыцарей, чтобы занять все места за столом. Перед свадьбой Мерлин по поручению короля объехал всю страну, чтобы найти храбрецов, достойных места за королевским столом, однако одно место так и осталось пустующим.

Достойнейший из достойных

Это было так называемое Погибельное сидение, предназначенное для избранного героя, способного достигнуть Грааля, чаши, в которую была собрана кровь Иисуса Христа. Любой другой, заняв это сидение, рисковал немедленно пасть мертвым.

Место за Круглым столом пустовало до того момента, как юный Галахад, сын Ланселота, пришел в Камелот. Когда он занял Гибельное сидение, всем присутствующим явился образ божественной чаши. В тот же миг многие рыцари дали обет отыскать ее.

Этот момент традиционно связывают с закатом рыцарей Круглого стола - так много героев отправилось на долгие и бесплодные поиски священного сосуда, что королевство стало уязвимым, и слава его померкла. Грааль, как было предначертано, достался Галахаду, после чего исчез, а юноша вознесся на небо.

Рождение легенд и сказаний

Но в лучшие годы правления короля Артура Камелот был местом многолюдных праздников и турниров, пиров и танцев. За пышно накрытым столом собирались все рыцари и рассказывали о своих приключениях.

Кодекс чести рыцаря заключался в том, чтобы не творить зла, избегать предательства, лжи и бесчестья, даровать милосердие низшим и оказывать покровительство дамам. Восседая на пиру, рыцари давали обеты и клятвы, а на следующее утро разъезжались по стране совершать подвиги согласно данным обетам. Они побеждали драконов и заколдованных злодеев, спасали попавших в беду девиц, снимали проклятия с зачарованных замков. Все это воины делали без какого-либо вознаграждения, во имя рыцарской чести.

Любой человек мог прийти в чертоги Камелота, рассказать свою историю и попросить помощи. Если по решению короля такую помощь следовало оказать, вызывался рыцарь из числа сидящих за столом и отправлялся со страждущим туда, где требовалась его помощь.

Самыми знаменитыми рыцарями Круглого стола принято считать Гавейна, Агравейна, Гахериса и Гарета, племянников короля Артура, Кея, его названного брата, Персиваля, и конечно Ланселота, правую руку и ближайшего друга короля.

Совет 2: Как жили рыцари

Жизнь и свершения средневековых рыцарей овеяны легендами. В романах и исторических фильмах воины в доспехах совершают многочисленные подвиги во имя своей дамы сердца или участвуют в кровавых битвах на стороне своего господина. А каким был традиционный быт средневекового рыцаря?
Инструкция
1
Любой рыцарь стремился к тому, чтобы жить в своем собственном замке. Не каждому такое сооружение было по карману, ведь строительство замка требовало значительных средств и возможностей. Как правило, замками владели те рыцари, которые имели знатное происхождение или разбогатели на службе у своего господина. Менее состоятельные средневековые воины жили в скромных поместьях в надежде разбогатеть.
2
Традиционно замки строились в наиболее удобных местах, подступы к которым были защищены от внезапного нападения врагов естественными преградами и мощными стенами. Чтобы войти в жилое помещение, нужно было пройти через ворота и подняться по крутой каменной лестнице. Лестница, ведущая в замок, была устроена достаточно хитроумно.
3
Чаще всего лестницы в замках были винтовыми и закручивались вверх слева направо. Дело в том, что замки строились с учетом возможного нападения неприятеля. Поднимаясь по такой лестнице и держа меч в правой руке, враг оказывался в неудобном для атаки положении. Часто каменные ступени чередовались с деревянными, сняв которые, можно было сделать в лестнице труднопреодолимые пустоты.
4
Основным помещением рыцарского замка был парадный зал. В нем проходили пиры и выступали заезжие актеры. В зале царил полумрак, поскольку небольшие окна были защищены металлическими решетками. Оконные проемы закрывались полотнами из бычьего пузыря. Стекла в Средневековье были слишком дороги; ими могли похвастаться лишь дворцы самых богатых сеньоров, герцогов и королей.
5
Помещения рыцарского замка освещались смоляными факелами. Их втыкали в специальные стойки или кольца, расположенные в стенах. Дополнительное освещение давал камин, в котором пылали большие поленья и целые куски древесины. В помещениях замка почти всегда стоял стойкий запах гари, копоти и дыма.
6
В мирное время жизнь обитателей рыцарского замка была довольно однообразной, скучной и уединенной. Хозяин замка занимался охотой, упражнялся в воинском искусстве, следил за тем, как слуги ведут хозяйство, а в лучшем случае принимал заезжих путников: бродячих монахов, менестрелей, купцов. Только в дни больших торжеств, рыцарских турниров или свадебных мероприятий замок наполнялся многочисленными гостями, съезжавшимися со всей округи. Такие события всегда ожидались с нетерпением и доставляли рыцарям не меньше удовольствия, чем участие в войнах.
Видео по теме

Совет 3: Рыцарство: что, как и когда?

Какие ассоциации сразу же возникают при словах «рыцарь», «рыцарство»? Кому-то сразу вспомнится хороший, хоть и не совсем точный с исторической точки зрения, фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский» с его псами-рыцарями. У кого-то возникнут ассоциации с благородным, культурным человеком, который безупречно ведет себя в обществе и особенно галантен с дамами.

Как возникло слово «рыцарь»

Рыцарство как сословие сыграло большую роль в жизни многих стран и долгое время было главной военной силой, решающей исход сражений.

Сам термин «рыцарь» имеет германские корни. Слово «ritter» в переводе с немецкого означает «всадник». Таким образом, основное значение этого термина – конный воин. С древних времен конница играла огромную роль в военном деле. Конные отряды вели разведку, совершали дальние рейды в тыл врага, нападали на его фуражиров. Но главное – они могли решить исход сражения, поскольку кавалерия обладает огромной пробивной силой. Поэтому наличию боеспособной конницы в каждом государстве уделялась очень большая роль.

Далеко не каждый мужчина, годный к военному делу, мог выступить в поход на коне. Ведь содержание боевого коня стоило больших денег, а обучение верховой езде и атакам в сомкнутом строю требовало много времени и усилий. Это было доступно лишь достаточно состоятельным людям. Так постепенно во многих государствах, включая Древний Рим, возникло особое сословие – «всадники». Оно было обязано в военное время посылать на службу определенное количество кавалеристов, вооружив их и снабдив всем необходимым.

Именно сословие всадников с началом Средневековья стало прообразом рыцарского. Постепенно, по мере развития техники, вооружение и доспехи рыцарей становились все более мощными, легкие кольчуги с накладными пластинами заменили панцири, закрывающие практически все тело. Полный комплект доспехов мог весить около 40-45 килограммов. Лошадей также часто защищали доспехами, закрывающими переднюю часть корпуса. Атака сомкнутого строя таких тяжеловооруженных всадников могла проломить любую оборону пехоты, даже храброй и хорошо обученной. И лишь с появлением огнестрельного оружия рыцарская конница постепенно начала терять свою значимость.

Кто мог стать рыцарем

К рыцарскому сословию мог принадлежать только человек благородного происхождения. Его посвящали в рыцари либо за совершение подвига, либо за добросовестную и усердную службу. При обряде будущий рыцарь преклонял колено, и посвящающий (как правило, его сюзерен) наносил ему символический удар обнаженным мечом по плечу. После чего рыцарь получал право на ношение богато украшенного пояса и золотых шпор. Он должен был неуклонно следовать кодексу рыцарской чести, хотя в реальности это случалось далеко не всегда.
Видео по теме

Совет 4: Как появились рыцари

В восприятии потомков, история рыцарства овеяна романтикой. Многократно экранизированные легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, замечательный роман Вальтера Скотта «Айвенго» и даже весьма ироничный «Дон Кихот» Мигеля Сервантеса сформировали в воображении читателей и зрителей образ благородного борца за справедливость, пламенного влюбленного и бесстрашного защитника слабых и угнетенных. Однако столь идеализированные представления вряд ли полностью соответствуют истине.
Многие историки писали о происхождении рыцарства, однако так и не смогли выработать единую точку зрения. Одни считают, что непосредственным поводом к возникновению рыцарского движения стали первые крестовые походы. Другие, что рыцарство появилось значительно позже – в начале 8 века. Существенно отличаются и взгляды на то, какими на самом деле были рыцари – смелыми и великодушными или жестокими и высокомерными.

Начало средневековья, последовавшее за падением Западной Римской империи, ознаменовалось многочисленными междоусобными войнами, повсеместным падением нравов, уничтожением науки, которая продолжала развиваться лишь в закрытых монастырях. Люди, потрясенные происходящим, ждали прихода героя-защитника, и он не замедлил появиться.

По дорогам Европы странствовали воины, закованные в железную броню, побеждавшие разбойников и спасавшие тех, кто попадал в беду. Они действительно пробуждали восхищение и преклонение в душах простых людей, но не только благодаря своим благородным деяниям. Во многом подобным отношением рыцари были обязаны влиянию Церкви, видевшей в них стражей веры и защитников всех несправедливо обиженных и угнетенных.

Авторитет рыцарства во многом держался и на отличной воинской выучке и прекрасном, по тем временам, вооружении. Постепенно слово «рыцарь» стало обозначением почетного звания высшего воинского сословия. Хотя первоначально рыцарская мораль имела мало общего с церковной, со временем Церковь стала привлекать благородных воинов на защиту своих интересов. Приняв участие в крестовом походе, рыцарь мог достичь такой славы, богатства и влияния, которыми обладал не всякий король.

Заслуженной популярностью бесстрашные воины пользовались у дам. Рыцарство вознесло женщину на небывалую высоту, сделав ее предметом поклонения. Любовь рыцаря, как правило, носила благоговейный, целомудренный характер. Обычно рыцарь избирал для себя «даму сердца», которая в скором будущем должна была стать его женой, и совершал ради нее подвиги. Однако, сохраняя верность своей даме, рыцарь должен был помогать и другим нуждавшимся в защите женщинам. Здесь можно вспомнить историю Айвенго из романа Вальтера Скотта, который, будучи верен леди Ровене, спас жизнь прекрасной еврейки Ревекки.

Конечно, в реальной действительности все было далеко не так красиво и возвышенно, как это выглядело на бумаге. Среди рыцарей встречались и стяжатели, и предатели, и обычные разбойники, но их было все-таки не так уж много. Участие в крестовых походах и необходимость подчиняться суровому уставу и законам чести дисциплинировали воинов. Правда, со временем рыцари, принимавшие участие в сражениях за Гроб Господень, стали удостаиваться едва ли не статуса святых, покрывавшего любые бесчинства. Но это случилось позднее, а первоначально рыцарь действительно являлся воплощением мужества, милосердия и доблести.

Совет 5: Что такое Святой Грааль

Орудия Страстей – ценные христианские реликвии, которые, по легенде, имели отношение к смерти Иисуса Христа. Одна из них – знаменитый Святой Грааль, священная чаша, в которую была собрана кровь Христова. Этот кубок на протяжении многих веков искали средневековые рыцари, а в XIX веке сразу несколько европейских соборов объявили о его хранении.

Святой Грааль в истории

Святой Грааль – одно из Орудий Страстей, среди которых также был меч, терновый венец, крест, копье. Чашу, из которой Иисус Христос пил во время Тайной вечери, позже Иосиф Аримафейский использовал, чтобы собрать его кровь после распятия. Эта реликвия впервые упоминается в кельтских мифах, связанных с королем Артуром и рыцарями Круглого стола. Хотя христианского обоснования происхождения этой чаши в них нет, многие легенды кельтов связаны с поклонением местной богине и имеют языческий характер, а сама реликвия описывается как священное блюдо. Название чаши имеет несколько вариантов перевода: «истинная кровь», «царская кровь», «корзина изобилия».

Позже эти мифы развивались и распространялись, появились нормандские варианты. Знаменитые приключения рыцарей короля Артура обрели более христианский характер: они посвятили свою жизнь поискам святой чаши, уверенные в том, что Иосиф Аримафейский привез ее вместе с копьем в Британию.

Позже мотив поиска чаши появился в средневековых романах: «Персеваль или легенда о Граале», «История Святого Грааля», «Цикл Вульгаты» и другие. В некоторых вариантах это не чаша, а камень или священная реликвия в другой форме.

В XIX веке Святой Грааль внезапно объявился одновременно в нескольких городах. Около семи соборов Европы объявили о том, что они хранят священную реликвию. А многие верят, что находится она в Турине: перед христианским храмом находится статуя Веры, которая держит чашу, символизирующую, по представлению местных жителей, Святой Грааль. Считается, что искать ее нужно в том направлении, куда смотрят глаза статуи. Возможные чаши находятся в Риме, Нью-Йорке, Генуе, Валенсии и других городах. А многие британцы уверены, что чаша покоится вместе с останками короля Артура и его жены в Гластонбери.

Святой Грааль в переносном смысле

Святой Грааль был настолько вожделенной целью многих средневековых рыцарей и искателей реликвий, что сегодня это выражение стало означать любой страстно желаемый, но ускользающий предмет, поискам которого можно посвятить всю жизнь. В некоторых случаях она символизирует духовный поиск и личное совершенствование, в других – почти недостижимую, невозможную цель. В любом случае поиски Грааля в каком бы то ни было смысле связаны с множеством трудностей, как физических, так и духовных, так как во всех вариантах легенды о чаше искателям приходилось бороться со злом.
Видео по теме
Некоторые достопримечательности Турина
Связанная статья
Некоторые достопримечательности Турина
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше