Совет 1: Что на руси называли ветрилом

К великому сожалению, многие исконные русские слова постепенно покидают речь современного человека, уступая место новым, пришедшим из других языков научными терминам и понятиям. Язык динамично изменяется, постоянно обогащаясь лексически и грамматически, но устаревшие слова представляют не только научный интерес.
Использовавшееся в старину «ветрило», нередко встречающееся в произведениях многих именитых авторов, таких как Пушкин, Лермонтов, Тютчев, давным-давно стало архаизмом и практически совсем исчезло из обращения. Вряд ли сегодня кто-нибудь сможет вспомнить его истинное, первоначальное значение.

Парус

Ветрило - старинное славянское слово, довольно часто используемое на Руси и обозначающее ни что иное как парус, произошло оно, скорее всего, от слова ветер, или на старинный манер «ветрь». В давние времена понятием «ветрити» также было принято обозначать нечто, производящее ветер. Само же слово парус, к сожалению, не имеет славянских корней и по одной из существующих версий пришло к нам из Греции.
Парус для русских судов был чрезвычайно важен, его берегли. Разворачивать паруса могли только опытные мореходы, порвать парус, все равно что руку отнять, говорили тогда.

Первые документальные подтверждения существования так называемых ветрил встречаются уже в десятом веке в некоторых экземплярах древнерусской литературы, преимущественно дошедших до нас святых писаниях.

Силы ветра

Позже ветрило приобрело иные значения, уже в произведении известном нам под названием «Слово о полку Игореве», слово ветрило используется как обращение к неудержимым и могучим силам ветра. Интересно, что, согласно версии современных словарей, слово приобрело совершенно иной, переносный смысл, например, устойчивое сочетание «без руля и ветрил», которое в современном языке используется без осознания истинного значения слов его составляющих, означает стихию не подвластную человеческим силам, непреодолимые обстоятельства, или дело, которое не имеет понятных целей и четких намерений.
Есть мнение, что ветрилом называли и сам ветер, такую форму слово приобретало в утраченном звательном падеже.

Слово ветрило в своем первоначальном значении довольно часто встречается в великих произведениях литературы 19 века. Именитые писатели и поэты чтили и нередко обращались к исконно русской терминологии, обогащая и прививая современникам культуру общения и уважение к языку своих предков.

Сегодня слово ветрило не имеет столь широкого распространения и относится к разряду книжных терминов и понятий, к сожалению, современные россияне не задумываются, а еще чаще путают значение старинного ветрила с ветром или даже мельницей, в редких случаях обладая знаниями об его истинном значении, которое вложил в него творец.

Совет 2: Значение и тайна имени Ксения

Как ты лодку назовешь, так она и поплывет. Если вдруг из названия «Победа» получается «Беда», то чего уж тут удивляться, если лодка утонет? Эту простую истину из всем знакомого мультфильма «Капитан Врунгель» обязательно нужно вспоминать в минуты, когда вы кого-то или что-то называете. Страшно даже представить, что будет с лодкой, если ей дать имя Ксения.
Интерпретаторы от словесности начала 70-х годов прошлого века, написав популярную книгу, разошедшуюся огромными тиражами, «Ты и твое имя» (под редакцией известного филолога-популяризатора Льва Успенского), даже не представляли, что они натворили. Они ведь действительно не представляли, что когда-нибудь случится в мире эпоха интернета и их псевдонаучное исследование обретет огромную популярность, множась в сетях как вирусная инфекция.

Популярная интерпретация и тайна имени

Книга «Ты и твое имя» трактует имя Ксения настолько противоречиво, насколько это возможно, чтобы не дать точного ответа на прямо поставленный вопрос – что означает, как переводится это имя. Действительно, история, порой, бывает темна, древнегреческая история особенно. Поэтому, основываясь на корне имени «Ксен», они сделали вывод о том, что и само имя должно означать слова, производные от этого корна: странник, чужой, чужеземный, негостеприимный – по названию язвительных стишков, которыми якобы встречали нежданных гостей.

Однако, чтобы не попасть впросак, составители оставили для себя небольшую лазейку, не настаивая на данной интерпретации: тут же они выдвинули совершенно противоположную версию о том, что имя Ксения лишь уменьшительная форма от имени Поликсена – гостеприимная.

Что ж, выдвинув столь противоречивые версии, они лишь подчеркнули, что в этом имени действительно заключена Тайна. Тайна сильных, противоречивых женщин, которые могут одномоментно выгоняя, привечать, говоря нет - говорить да, язвить любя, а не любя не стесняться в выражениях.

Все дело в огласовке? Чушь!

Те же интерпретаторы, в той же книге, раз и навсегда припечатали к имени Ксения еще два имени, как им казалось производные от первого: Аксинья и Оксана.

Чем они руководствовались? Схожестью звучания корня и огласовкой? Вероятно. Однако, если исходить только из этих параметров, то в русском языке можно уплыть очень далеко, не так ли?

На самом деле корни у этих имен разные, поскольку происходят они из разных языковых групп. Имя Ксения греческих корней. Аксинья фино-угорских. Оксана имеет греческо-тюркские корни: «окс» и «ана». И если делать вольный перевод имени, то оно означает «мать-река» или вернее – «река-мать». В древности, например, после похода Македонского в Азию реку Амударью много столетий называли «Окс».

Даже странно, отчего исследователи не причислили тогда же к имени Ксения, напрашивающиеся по той же логике имена Роксана или Сана? Что-то их остановило. Вероятно, то, что у имени Роксана – явно выраженные персидские корни и перевод его также многогранен, а у имени Сана арабские, и с арабского оно переводится как Солнце.

Тайна имени = характер

Совет: называя лодку или ребенка именем Ксения, помните – вы запускаете в жизнь создание без руля и без ветрил. Создание взбалмошное, веселое, обидчивое, ранимое, очаровательное, самолюбивое, абсолютно неуправляемое, но чрезвычайно – до занудства – настойчивое в достижении цели. Вашу лодку ждут бури местного и мирового масштаба, которые она частично сама же и спровоцирует, но она обязательно дойдет до финала победительницей.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше