При выборе темы для доклада необходимо исходить из обстоятельств.

Часто учителя или преподаватели выдают готовый список тем, из которого нужно выбрать ту, которая вам больше по душе. Если у вас на выбор есть несколько тем, которые вы могли бы взять в работу, то берите ту, работать с которой будет не только проще, но и продуктивнее. Обращайте внимание на формулировки: не стоит хвататься за тему, если она охватывает объект и предмет исследования слишком широко, не давая возможности для тщательного изучения. Например, тема «Поведение уральских белок зимой» гораздо удачнее, чем «Природа Урала».

Разумеется, исходите из того, что вам более всего интересно. А если из предложенного списка тем вас не привлекает ни одна, то берите в работу тему с наиболее конкретной формулировкой, и такую, по которой существует множество научной литературы.


Если вы совершенно свободны в выборе темы доклада, то ее лучше выбирать и формулировать с вашим научным руководителем. Например, вы можете любить шоколад, но никакого научного интереса тема «Шоколад в моей жизни» не несет. А вот «История и перспективы производства шоколада в моем городе» - уже куда интереснее и продуктивнее.

Главное – поверить в то, что любой ваш интерес может быть рассмотрен с научной точки зрения, только нужно правильно к этому подойти.

Очень важное условие – правильная формулировка темы. Доклад подразумевает разные формы защиты: просто выступление на уроке или семинаре без вопросов от слушателей, защита с обоснованием актуальности темы и вопросами и т.д. Например, при втором варианте вам необходимо выбрать такую тему, которая позволит вам логично выстроить сам доклад, выступление и ответы на вопросы. И если вы возьмете тему «Влияние розового цвета на поведение хомячков», а рассказывать будете о его влиянии на разные виды грызунов, то ваша тема сыграет с вами злую шутку.

И, наконец, еще до выбора темы поймите, необходима ли вам какая-либо дальнейшая перспектива, будете ли вы заниматься исследованиями и в будущем. Если да, то изначально выберите большой объект исследования, а затем подойдите к нему с определенной стороны, чтобы в следующий раз подойти с другой и в итоге дать целостную картину. Например, вам интересна продуктивность работы секретаря-референта при разных погодных условиях. Сперва осветите особенности его работы в жару при отключенном кондиционере, а в следующий раз можете написать доклад о его работе зимой при выключенных батареях.