Совет 1: Почему в Древней Греции лавровый венок стал символом победы

Слово «лауреат», которое обозначает победителя конкурса или обладателя премии, переводится как «увенчанный лаврами». Такой обычай пришёл из Древней Греции, где лавровый венок был наградой, символом победы. Почему именно лавр удостоился такой чести?
К вечнозеленым растениям, одним из которых является лавр, люди всегда относились по-особому. В них видели олицетворение вечности, постоянства – словом, всего того, что традиционно противопоставлялась быстротечности человеческой жизни. Вечной должна быть слава победителя – во всяком случае, людям хотелось в это верить.

Дерево Аполлона


Примечательно, что атлетов в Древней Греции лаврами не увенчивали, для них знаком победы был венок из оливковых веток или… сельдерея. Награда в виде лаврового венка предназначалась лучшим победителям Пифийских игр, походивших в Дельфах. В эти игры со временем тоже стали включать спортивные соревнования, но главным их содержанием всегда оставалось состязание поэтов и музыкантов – словом, тех, кого и сегодня именуют «служителями Аполлона». Именно этому богу-покровителю искусства посвящался лавр. Почему именно ему?

Такая связь имела реальное основание: эти деревья росли на горе Парнас, которую греки чтили как обитель муз и Аполлона Мусагета. Но было бы странно, если бы мифология не породила легенды, объясняющей связь лавра с богом искусства.

Аполлон, как многие греческие боги, отличался любвеобильностью. Однажды предметом его страсти стала нимфа по имени Дафна, но красавица поклялась остаться целомудренной и не собиралась уступать его домогательствам. Несчастная умоляла богов защитить ее от преследований Аполлона, и боги вняли мольбе: вместо девушки в объятиях Аполлона оказалось лавровое дерево. Бог возложил на свою голову венок из лавровых листьев, чтобы не расставаться с возлюбленной, обращённой в дерево.

Дальнейшая история символа


Лавровый венок как символ славы, победы переняла у Греции другая античная цивилизация – древнеримская. В противоположность изысканной Элладе, суровый Рим не признает никакой славы и никаких побед, коме военных. Символика лаврового венка меняется: им увенчивают полководца-триумфатора, его поначалу носили римские императоры в качестве знака власти.

Новый смысл увидели в этом символе христиане. Для них лавовый венок стал олицетворением вечной славы мучеников, погибших за веру.
Связь лаврового венка с поэтической славой воскресает в эпоху, наследующую античности. В 1341 году один из величайших поэтов итальянского Возрождения – Франческо Петрарка – в зале сенаторского дворца на Капитолии в Риме принял из рук сенатора лавровый венок как признание его поэтических достижений. Это дало поэту повод обыграть имя воспетой им женщины, чье имя тоже происходит от слова «лавр»: Лаура дала ему лавр.

К XVII веку лавровый венок уже прочно утвердился в качестве эмблемы славы вообще, не только поэтической. Его изображают на орденах и наградах за победу в конкурсах. В таком виде и унаследовала этот символ современная цивилизация. К нему восходит не только слово «лауреат», но и название степени бакалавра.

Совет 2: Музы Древней Греции

Жители древней Греции восхищались не только богами, но и их детьми, божествами третьего поколения олимпийцев. Греция – просвещенная страна, издавна в ней жило много мудрецов, ученых, философов, которые внесли значительный вклад во всемирную историю. Интересно, что греческие музы не всегда вдохновляли творцов на создание музыки, любви и поэзии. В Греции принято считать, что девять дочерей Зевса, объединившись, представляют абсолютную гармонию.

Каллиопа – вдохновляет к пожертвованиям и патриотизму


Каллиопа обучала своего сына Орфея способности чувствовать музыку. Она говорила, что поэзия должна возвратить к жизни душу человека, вселить в него веру в будущее. Свиток и грифель в руках Каллиопы – не просто символика. Воины утверждали, что могли слышать, как Каллиопа трудится над новым произведением. По мнению греков, Каллиопа – королева всех муз, ведь не зря на ее голове корона или венок. Даже Аполлон не в праве был перебить королеву, когда она рассуждала о том, как воин благороден и отважен. Раньше перед дальним путешествием греки заказывали крошечные картины с изображением музы и говорили, что она напоминает им о родной земле.

Клио – историческая муза


О музе истории писал еще мифолог Диодор: «Величайшая из муз внушает любовь к минувшему». Безусловно, каждый народ должен знать и ценить свою историю. Говорят, что Клио в своих свитках делала записи о каждом, даже малозначительном событии, чтобы все помнили о прошлом. Мифологи зачастую описывали конфликт между Клио и Афродитой. Историческая муза была строга и никогда не испытывала любви, а Афродита, будучи божественной женой Гефеста, влюбилась в Диониса. Клио осуждала ее за это, но вскоре влюбилась безответно и поняла, что не имеет права кого-то судить.

Мельпомена – трагическая муза


Мельпомену считают музой трагедии и скорби. Греки утверждают, что Мельпомена была матерью двух роковых сирен, которые попытались погубить аргонавтов. Муза дала клятву всегда скорбеть о своих дочерях и тех, кто осмелится пойти против небесной воли. На картинах ее всегда изображают в театральной мантии. В одной из рук она держит маску, в другой – пергаментный свиток или меч.

Талия – комическая муза


Талия - жена Аполлона и сестра Мельпомене, которая вдохновляла многих на радость и счастье. На картинах изображена с комедийной маской, которая символизирует смех.

Эвтерпа – лирическая и поэтическая муза


Эвтерпа славилась особым восприятием поэзии. Главными ее атрибутами является флейта и венок из живых цветов. Как гласят мифы, одна из самых прекрасных и женственных муз помогла несчастному Орфею вновь обрести свою душу после потери своей любимой.

Эрато – муза любви и поэзии


Музу всегда изображают с тамбурином или лирой. Многие поэты-песенники обрели вдохновение, думая о ней. Эрато пела о любви и открыла новое направление в музыке – свадебное.

Терпсихора – муза танца


С давних времен греки пытались прочувствовать музыку и двигаться под ее ритм. Терпсихора доказала что танец помогает проявить эмоции, прикоснуться к природе и культуре своей страны.

Полигимния – муза гимнов


Полигимния даровала многим голос и навыки ораторства. Тем, кто получил от нее такой подарок, делал пламенные и животворящие речи, которые имели влияние на людей.

Урания – муза астрономии


Древние греки считали, что Урания могла определить любое расстояние между звездами и являлась покровительницей всех точных наук.
Видео по теме

Совет 3: Что Цезарь скрывал лавровым венком

Гай Юлий Цезарь постоянно носил лавровый венок по нескольким причинам. Такой головной убор в те времена считался признаком настоящего героя, именно им украшали головы победителей олимпиад. Но только ли символом власти и авторитета был лавровый венок для Цезаря?

Существуют разные версии



Согласно одной из теорий, Цезарь носил венок вместо короны, ведь он никогда так и не стал царем. Он начал гражданскую войну, отвоевал Рим и тем самым немало сделал для развития государства. За это Цезарь был назначен пожизненным консулом империи, его называли императором, отцом отечества, хвалили его и угождали ему, но для самого полководца главным символом власти был венок из лавра.

Существует и другая версия, согласно которой, Цезарь рано начал лысеть и так как он был статным мужчиной и пользовался успехом у женщин, то пытался всячески скрыть этот недостаток. Лавровый венок подходил для этого как нельзя лучше, ведь по своему положению Цезарь мог носить венок постоянно.

По иронии судьбы, фамилия «Цезарь» происходит от латинского слова «caesaries», что означает «превосходная копна волос».


Что расскажет Светоний



Древнеримский историй Светоний, который описал жизнь Юлия Цезаря, отмечал, что правитель зачесывал изрядно поредевшие волосы с темени на лоб, желая скрыть намечающуюся лысину. Также Светоний писал, что когда сенат дал Цезарю право постоянно носить лавровый венок победителя, он принял это с удовольствием и пользовался этим правом постоянно.

Древнеегипетская царица Клеопатра, которая сочувствовала Цезарю, дала ему рецепт снадобья от лысины. В его состав входили измельченные сожженные мыши, зубы лошади, костный мозг оленя, медвежье сало и другие компоненты. Эту мазь следовало втирать в голову, ожидалось, что она «пустит ростки». По всей видимости, как пишет Светоний, Цезарь воспользоваться советом своей коронованной любовницы (роман Цезаря и Клеопатры считается практически бесспорным историческим фактом). Но снадобье не помогло, поэтому Цезарю пришлось, как и прежде, полагаться на лавровый венок.

Проблема выпадающих волос в исторической перспективе



Согласно историческим данным, Цезарь был не единственным знатным господином, которого мучила намечающаяся лысина. Его коллега по несчастью, Ганнибал, полководец из Карфагена, велел изготовить для себя несколько различных париков, желая таким образом скрыть недостойный с его точки зрения недостаток.

В дальнейшем римская церковь осудила ношение париков, как смертный грех. Правда, спустя несколько столетий это решение было изменено.


Все парики Ганнибала различались по прическе и по цвету, поэтому он мог переодеваться в соответствующие костюмы и очень сильно менять облик. Согласно историческим свидетельствам, близкие друзья порой с трудом узнавали его в новом виде.
Источники:
  • Энциклопедия символов и геральдики
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше