Чтобы создать контрастную характеристику какого-либо явления, его сравнивают с другим, по логике абсолютно ему «не подходящим», что позволяет выявить не общие для предметов и явлений черты, а наоборот, противоположные. Таким образом происходит своеобразное отталкивание друг от друга образов, по общим признакам подчиненных одной и той же идее. Этот прием часто используется в речи, что очень сильно воздействует на собеседника, вызывая у него яркие представления о предмете или событии, о котором ему рассказывают.

Стоит отметить, что данное соподчинение общей концепции не обязательно должно быть логически точным. Например, пословица «Мал золотник, да дорог» выстроена антитетически. Если взять отдельно друг от друга понятия малый и дорогой, то станет ясно, что по логике они не соподчинены так, как, к примеру, свет и тьма. Но в пословице это выглядит уместным, потому что слово «мал» взято с определенной спецификацией его значения по отношению к используемому в прямом смысле слову «дорог».


Кроме того, антитеза, как фигура речи, обладает способностью не только противопоставлять понятия, но и подчеркивать парадоксальность сравнения, величие объекта, универсальность в тех случаях, когда его наделяют контрастными свойствами. Тем самым антитеза утяжеляет значение и усиливает впечатление слушателей и читателей.

По своей структуре она может быть простой (одночленной) и сложной (многочленной), включающей несколько антонимической пар либо три (и более) противопоставляемых понятия. Стоит сказать и об особом виде антитезы, когда эта фигура речи находится внутри синонимической пары и тем самым производит более сильное впечатление и провоцирует образное развитие сюжета.

Также антитеза может состоять из одинаковых слов, т.е. располагаться в одной лексеме (таким образом одни действия противопоставляются другим, а чувства одного чувствам другого). А учитывая параллельность конструкции антитезы, можно говорить о ее ритмообразующей функции, а также о способности «играть» сопоставительную, множительную и объединяющую роли.