Совет 1: Почему летом зеленеет вода в реках

Летом поверхность рек часто зеленеет и затягивается пленкой из водорослей, которые лишают рыбу кислорода. Избавиться от цветения воды практически невозможно, поскольку процесс позеленения воды является полностью естественным. Но почему же он происходит и что провоцирует его появление?

Природная зелень

Позеленение воды чаще всего наблюдается в середине или конце лета на поверхности естественных водоемов – рек, озер, прудов. Причиной этого необычного явления являются микроскопические водоросли, которые массово начинают размножаться в благоприятных условиях. Ими являются яркий солнечный свет, повышенная температура воды, слабый приток свежей, незастоявшейся воды и наличие в реке органических веществ.
Рассмотрев позеленевшую воду под микроскопом, можно увидеть воду, которая буквально кишит зелеными микроорганизмами.

Среди интенсивно размножающихся водорослей преобладает такое одноклеточное существо, как эвглена зеленая. Внутри нее содержатся хлоропласты, окрашивающие эвглену в яркий насыщенный оттенок зелени. В темное время суток и других условиях недостатка освещения эвглена начинает усваивать многочисленные органические соединения, которыми так богаты стоячие водоемы с минимальными притоками чистой свежей воды. Кроме этого, яркий солнечный свет усиливает рост нитчатых водорослей, покрывающих своими зелеными нитями листья водных растений, грунт и саму поверхность рек.

Почему реки начинают зеленеть?

Позеленение воды в Волге объясняется размножением сине-зеленых водорослей, которые ранее были локализованы на отдельных участках реки. После хозяйственного освоения бассейна реки и зарегулирования стока Волги, начал отмечаться интенсивный рост водорослей, вызванный нарастанием биогенной нагрузки. Аналогичный эффект спровоцировал и сброс больших объемов промышленных осадков и отходов в неглубокие части Каспийского моря.
Заметно обострило ситуацию и создание водохранилищ, в стоячей воде которых цветение водорослей достигло своего максимума.

Увеличение роста водорослей также начало происходить с добавлением промышленных «удобрений», которые послужили отличным питанием для этих живучих растений. Существуют сотни видов сине-зеленых водорослей, однако наиболее сильное загрязнение воды вызывают всего девять из них.

Идеальной средой обитания водорослей являются мелководья с большой площадью, слабыми протоками и незатененной окружающей средой. Почва рядом с такими реками часто обогащена фосфором и азотом, которые ускоряют рост водорослей настолько, что иногда вся поверхность водоема покрывается слизистой сине-зеленой пленкой. После отмирания водоросли отравляют воду продуктами своего разложения, а также фенолами, индолом, скатолом и другими ядовитыми веществами.

Совет 2: Почему вода синяя

Водная гладь всегда притягивала взгляд человека. Красоту морей и океанов, рек и озер воспевали поэты и прозаики, старались запечатлеть художники и фотографы. В ясный солнечный день синь моря радует глаз – но многие ли знают, почему вода синяя?
Налитая в стакан, чистая вода выглядит абсолютно бесцветной. Почему же речная или морская гладь видится нам синей?Перед тем, как ответить на этот вопрос, следует задать другой – почему предметы окружающего мира видятся в разных цветах? Почему листва зеленая, шляпка мухомора красная, апельсин оранжевый? Причина кроется в способности предметов поглощать и отражать свет. А еще точнее, волны света с определенной длиной. Из школьного курса физики вы знаете, что свет можно разложить с помощью призмы на цветовые составляющие. Радуга тоже является примером разложения солнечного света. Так как химический состав элементов окружающего нас мира различен, то они по-разному поглощают и отражают световые волны различной длины. Предмет, поглощающий абсолютно все лучи, будет выглядеть черным пятном. Если какие-то лучи отражаются, то цвет предмета будет определяться именно этими отраженными лучами. Листва зеленая, потому что в наибольшей степени отражает именно зеленую часть солнечного спектра. Теперь вернемся к вопросу о синеве воды. Синий цвет воды – комплексное явление. Вы наверняка обращали внимание на то, что вода в реке или море бывает разного цвета, при этом ее цвет в значительной степени зависит от погоды. Если небо хмурое, то и море серое, неприветливое, вся его синева куда-то уходит. И наоборот, в безоблачный солнечный день оно синее или голубое, очень красивое. Вода в такой день видится синей или голубой, потому что ее цвет в значительной мере зависит от цвета неба. Небо голубое, поэтому вода в наибольшей степени отражает именно этот цвет. Но так как вода прозрачная, на ее цвет большое влияние оказывают и законы поглощения и рассеяния света в этой среде. Синие и голубые лучи рассеиваются одними из первых, глубже проникают зеленые и желтые. Последними, перед наступлением полной темноты, с увеличением глубины исчезают оранжевые и красные лучи. Именно поэтому верхний слой чистой воды в солнечный день имеет голубоватый цвет, это особенно хорошо видно в океане.
Видео по теме

Совет 3: Почему зеленеет вода

Лето – прекрасная пора для путешествий, прогулок, купаний. Как известно, сезон купаний начинается с праздника Ивана Купалы и заканчивается Ильиным днем. Как раз именно на этот день приходит начало цветения воды.

Бактерии

Летом тепло, солнце светит особенно ярко, это способствует тому, что вода достаточно хорошо прогревается, лучи света проникают в зеленые водоросли, которые способствуют развитию цианобактерий. Именно эти микроорганизмы делают воду зеленой. Они образуются в стоячей воде при контакте с воздухом, а при избытке света и благоприятной температуре начинают активно размножаться. Это значит, что вопреки распространенному мнению, «цветет» вода не из-за растительности и водорослей, а из-за бактерий, которые своими телами буквально раскрашивают воду

Водоросли

Впрочем, виновниками цветения воды водоросли все же являются. Их концентрация в водоеме может быть огромной. Опасности для здоровья человека такая зеленая вода не вызывает, однако купаться в ней вряд ли захочется кому-нибудь из отдыхающих.

 Между тем, цветение реки может пагубно отразиться на ее обитателях. Доказано, что переизбыток растительности и активное развитие водорослей в речной воде приводит к снижению уровня кислорода, что в свою очередь становится причиною гибели крупных рыб и загниванию водоемов. Мелкие рыбы считаются более мобильными, а потому, как правило, они мигрируют вверх по реке, заходят  устье.

Безусловно, вечно зеленой река быть не сможет. Обычно активность и бактерий, и развития водорослей снижается с приходом первых осенних дождей и понижением температуры воды. Уже к сентябрю в средней полосе России речная вода приобретает свой первоначальный цвет, озера очищаются к концу месяца.

Видео по теме

Совет 4: Почему говорят "крещенские морозы"

Крещение Господне, которое отмечается в России 19 января, является одним из самых главных православных праздников в году. Оно посвящено, как рассказывают церковные книги, важнейшему событию, произошедшему в жизни Иисуса Христа. Именно в этот день Спаситель пришел к Иоанну Предтече и попросил его крестить. И во время проведения этого обряда в реке Иордан в ее водах открылось небо, и на Христа снизошел Святой Дух в виде голубя, и люди услышали голос Бога, который назвал Иисуса своим сыном. Именно поэтому Крещение также называют Богоявлением.
Инструкция
1
В этот день во всех православных храмах проводится праздничная служба, в ходе которой освящается вода. Она считается святой и целебной, способной сохранять свои свойства не один год. Богоявленскую воду пьют, окропляют людей, жилища, иконы и т.д, многие люди даже купаются в проруби, несмотря на мороз, который усиливается именно в эти январские дни. Такое природное явление даже получило нарицательное название «крещенские морозы».
2
И действительно раньше, лет сто-двести назад, это словосочетание имело смысл, поскольку зимы были более суровыми и снежными, чем сегодня. Впрочем, даже не имея точных метеорологических данных по поводу зимних температур в прошлом, можно предположить, что и тогда крещенские морозы были явлением непостоянным.
3
Об этом говорят народные приметы. Ведь по наблюдениям крестьян, которых больше всего интересовал будущий урожай, оттепель на Крещение, иней и туман считались благоприятными признаками. Они были уверены, что теплый день в этот праздник – на хороший хлеб; ясная погода – на засуху и урожай гороха; снежная – предвещает отличный урожай гречихи.
4
Если крещенские морозы сильнее рождественских, то, согласно приметам, год будет удачным для большинства сельскохозяйственных культур; если они длятся неделю, то сменятся неделей оттепели, после которой мороз будет еще более сильным, но уже последним в эту зиму.
5
В наши дни говорить о крещенских морозах не имеет смысла. Бывают как сильные морозы, так и сильные оттепели, но чаще всего держится просто средняя температура. С научной точки зрения морозов, привязанных к конкретной дате в календаре, не существует, ведь погода – процесс случайный, связанный с хаотичным движением воздуха в атмосфере.
6
И, конечно, ни длительность, ни, тем более, степень похолодания не повторяются в различные годы через равные промежутки времени. Так что «крещенские морозы» - это только искусственная и чисто психологическая привязка к религиозной дате и причем далеко не единственная, поскольку существуют еще рождественские, сретенские, никольские, тимофеевские и другие морозы.
7
Морозы и религиозные праздники могут не совпадать по дате еще и потому, что между главными зимними праздниками, например, Рождеством Христовым, Крещением и Тимофеем временной интервал – примерно две недели, а такое природное явление, как циклон, «живет» всего лишь неделю. И именно циклон, а не дата праздника, определяет время наступления мороза.

Совет 5: Как вести себя при наводнении

Наводнение – значительные затопления местности, вызванные резким подъемом воды в реках, озерах или море. Случаются они, как правило, внезапно и могут продолжаться 2-3 недели. Причиной наводнения служит таяние снегов, обильные ливни и другое.
Вам понадобится
  • лодка, спасательный круг, веревка, лестница, сигнальные средства, аптечка, запас воды и продуктов
Инструкция
1
Узнайте, находится ли ваш населенный пункт в зоне возможного наводнения. И если - да, то заранее побеспокойтесь и узнайте, по каким маршрутам будет проводиться эвакуация. Заранее подготовьте лодки, плоты, спасательные круги, веревки, лестницу, сигнальные средства.
2
В случае угрозы наводнения выключите газ, воду и электричество, прежде чем покинете дом. Возьмите необходимую одежду, документы, ценности, аптечку, запас питьевой воды и продуктов на 3 дня. Те вещи, которые не можете взять с собой, уберите на верхние этажи или на чердак.
3
Окна первого этажа закройте и забейте досками. Это предотвратит попадание мусора в дом и сохранит стекла от возможного боя. Если сможете - эвакуируйте домашних животных.
4
Если эвакуация невозможна, поднимитесь на чердак или крышу дома. Детей и ослабленных людей привяжите к себе или к трубам печного отопления. Привлекайте внимание спасателей кусками пестрой или белой ткани, привязанной к антенне или палке, в ночное время подавайте сигнал фонарями или факелами. Не взбирайтесь на деревья, столбы и непрочные сооружения, они могут быть смыты водой.
5
Во время наводнения оказывайте пострадавшим первую помощь. Спасайте людей, отсеченных наводнением от остальных.
6
Используйте автомобильные шины, колеса, столы чтобы удержаться на воде. Прыгайте в нее только в момент, когда нет надежды на спасение. Снимите обувь и освободитесь от тесной одежды при угрозе оказаться в воде. Вдохните воздух, прежде чем попасть в воду, схватитесь за первый попавшийся плавающий предмет и плывите по течению, сохраняя спокойствие.
7
После окончания затопления проверьте, не угрожает ли ваш дом обвалом. Не пользуйтесь открытым огнем. Посмотрите, не оголена ли электропроводка, нет ли утечки газа. Не употребляйте в пищу продукты, побывавшие в водах затопления. Также проверьте воду перед ее использованием на предмет загрязнения.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше