Совет 1: Какие ткани подвержены усадке после стирки, а какие нет

Усадке при стирке и влажно-тепловой обработке подвержены практически все виды тканей. Можно говорить лишь о ее степени. Из натуральных тканей более всего «садятся» лен, вельвет, шотландка. Немного меньше ей подвержены креповые ткани из синтетического и натурального шелка. Степень усадки тканей часто зависит от неправильно выбранной температуры стирки и последующей глажки.
Какие ткани подвержены усадке

Причины усадки тканей

В процессе стирки и глажки в структуре ткани происходит обратимая эластичная деформация нитей, когда ткань стремится исправить натяжение, заданное изначально. Происходит увеличение поперечного сечения нитей полотна при набухании. Это приводит к выпрямлению нитей одной системы (утка или основы), после чего наступает деформация нитей другой системы (основы или утка, соответственно).

Усадка зависит от вида волокон ткани: лен, хлопок, вискоза. От степени скрученности нитей, при этом более скрученные нити растягиваются сильнее за счет увеличения их диаметра и изменения структуры ткани. От неправильно выбранного температурного режима при стирке и глажении.

Перечень тканей, подверженных усадке

Подвержены усадке ткани из хлопка. В зависимости от плетения она варьирует от 3% до 5%. Наибольшую усадку дают шотландка и вельвет. Немного меньше у ситца, поплина, тика, сатина, бязи, батиста, других тканей из хлопка. Ткани из льна и содержащие лен дают усадку до 6%, как и смесовые ткани. При этом, чем больше содержится в ткани хлопка или льна, тем больше будет усадка.
После стирки ткань с эластаном сокращается, так как растянутый ранее эластан сжимает ее. Затем ткань может снова растягиваться до 10% от первоначальной длины.

Шерстяные ткани дают усадку от 1,5 до 3,5%. Это относится и к драпам, и к тонкой шерстяной ткани. По некоторым данным, шерсть подвержена усадке в большей степени, до 5-6%. Этот недостаток наблюдается и в полушерстяных тканях.

Усадка тканей из натурального шелка несколько меньшая, чем у тканей из искусственного шелка. Наибольшая усадка отмечается у шелковых креповых тканей: из натурального шелка – до 5%, креповых из искусственного шелка – до 7%. Гладьевые шелковые ткани могут терять от 3,5% до 5% первоначальной длины. Штапельные ткани и вискозные – до 4 %. Капроновые ткани – до 1,5%, полукапроновые – до 3,5%. Усадку дают прокладочные материалы: флизелин, дублирин, клеевая прокладка.

Декатировка тканей перед раскроем

Декатировка – влажно-тепловая обработка тканей для их усадки до начала раскроя изделия. Декатируют все ткани, в состав которых входит 50 и более процентов натуральных волокон. Это шерсть, лен, хлопок, конопля, шелк, а также ткани из искусственного шелка. Если изделие, которое планируется шить, будет стираться, декатировка обязательна. Если планируется сдавать в химчистку (пальто, костюмы), ткань достаточно проутюжить с отпариванием.
Прокладочные ткани перед раскроем замачивают и высушивают, тщательно выровняв, но не гладят.

Хлопковые и льняные ткани замачивают, высушивают и проглаживают слегка влажными. Шелк замачивают и высушивают. Гладят не горячим утюгом. Шелковые ткани, которые могут полинять, увлажняют с помощью влажной простыни, в которую заворачивают шелковую ткань перед проглаживанием. Шелковые однотонные ткани гладят без пара с изнаночной стороны во избежание появления пятен.

Для шерстяных тканей применяют увлажнение с изнаночной стороны распылителем. После 8-12 часов в сложенном виде ткань проглаживают с изнанки. Тонкие шерстяные и полушерстяные ткани достаточно прогладить через влажную ткань.

Совет 2 : Что за ткань клеевая бязь

Бязь - это хлопчатобумажная, достаточно плотная ткань, фактура которой значительно жестче и крупнее ситца. В настоящее время текстильной промышленностью выпускается несколько видов бязи: суровая или неотделанная, белёная, набивная и гладкокрашеная. Технологической тканью является бязь клеевая.
Что за ткань клеевая бязь

Аппретированные жесткие прокладочные ткани

До того как появились клеевые прокладочные ткани, для придачи жесткой формы деталям кроя или предупреждения растяжения ткани в швейном производстве применяли бязь. Ее вручную нитками крепили на деталях. Сейчас этот процесс стал гораздо проще с использованием клеевой прокладки. Аппретированные жесткие прокладочные ткани в настоящее время используются в качестве прокладочного материала для воротников, манжет рубашек и блузок. Основой их является хлопковая ткань типа бязи.

В качестве клея используются многообразные препараты на целлюлозно-эфирной основе или синтетических смол, например полиэтилен. Бязь клеевая иначе называется сплошной рубашечной – это отбеленная бязь, на которую клеевое пленочное покрытие наносится сплошным слоем с одной стороны ткани. Отбеленную бязь в специальном баке пропитывают аппретом, отжимают на плюсовке, затем сушат в специальной камере от трех до пяти минут при температуре семьдесят градусов. Затем подвергают термообработке в течение двух-трех минут при температуре сто тридцать пять градусов. Качество изготовленной таким способом клеевой бязи значительно выше, чем с использованием желатинового покрытия.

Использование клеевой бязи

Клеевые материалы на основе синтетических полимеров широко применяются в отечественной и зарубежной практике изготовления одежды при выполнении многих основных и вспомогательных операций в швейном производстве. Клеевая бязь используется при формировании воротников и манжет сорочек из вискозы, хлопчатобумажной и смесовой тканей. Она дает возможность сохранить форму манжет и воротников в процессе ношения одежды и ее стирки.

Кроме того ее используют при раскрое изделия для укрепления кромки ткани. Она проста в применении - при наклеивании кромочную ткань прикладывают к срезу и аккуратно проглаживают горячим утюгом. За счет высокого качества наклеивания изделие способно переносить неоднократную стирку и не потерять прочность и форму в течение длительного времени. При стирке бязь клеевая выдерживает температуру до восьмидесяти градусов.

Технологическая бязь используется для придачи ткани жёсткости, при пошиве обуви, верхней одежды, для формирования воротников и манжет сорочек, корсетов и других изделий, ношение которых требует сохранения постоянной жесткой формы. Это незаменимый материал современного швейного производства.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500