Совет 1: Какой была внешняя политика Англии в 19 веке

Кратко внешнюю политику Англии в то время можно охарактеризовать так: «блестящая изоляция» и колониализм. То есть, страна придерживалась принципа - не участвовать в войнах на Европейском континенте и одновременно вести агрессивную завоевательную политику за его пределами.
Девятнадцатый век – это время наибольшего могущества Британской империи, она обладала наибольшей территорией, благодаря самой агрессивной и успешной по масштабам и темпам колониальной экспансии, до 1870-1880-х гг. обладала мощнейшей в мире промышленностью, контролировала мировые перевозки и мировые рынки. Ее флот – самый большой и могущественный на планете, держал под контролем все «горячие» точки планеты. От политики Англии, без преувеличения, зависели судьбы мира.

Войны с Наполеоном

Начало 19 века – это наполеоновские войны, и политика Англии на материке определялась именно ими. В начале был заключен союз с Россией, Австрией и Швецией против Франции, но после ряда поражений, дипломатических просчетов, Великобритания оказалась в изоляции. Более того, заключив мир с Россией, Наполеон начал знаменитую экономическую блокаду – когда для Англии были закрыты все Европейские гавани, а английские суда объявлялись добычей каждого желающего. Без поддержки на материке, в экономической и торговой изоляции Англия была на грани ухода с мировой арены как важного игрока.

Но неудачный поход Наполеона в Россию стал для Британии тем спасительным шансом, который она не упустила. Вся внешнеполитические усилия были направлены на создание союза для борьбы с ослабевшей Францией. И эти усилия, закончившиеся победой союзных армий при Ватерлоо и Парижским мирным договором 1815 года, снова сделали Англию самой влиятельной державой на континенте, за исключением укрепившей позиции России.

Крымская война

После поражения Франции Англия вела политику уравновешивания баланса сил, сдерживая наступление России и поддерживая теряющую могущество Оттоманскую империю. Именно Англия остановила рост влияния России на Балканах, а также способствовала созданию образа «варвара с востока» в глазах европейских наций, что в итоге закончилось формированием антироссийской коалиции, которая выступила против России в Крымской войне.

Итогом войны явилось еще большее увеличение влияния Англии как основного игрока в европейской политике, и усиление экономических позиций, так как участие Англии в войне было, во многом, вызвано борьбой за турецкий рынок сбыта для английских товаров.
Последняя четверть 19-го века характеризуется постепенной потерей Великобританией доминирующей роли в европейской политике в связи с объединением Германии и усилением ее промышленной и военной мощи.

Колониальная политика

Для Англии, являвшейся в то время «фабрикой» мира, остро стоял вопрос получения сырья для промышленности, дешевой рабочей силы, а также новых рынков сбыта для своей продукции. Это и было одними из главных мотивов агрессивной экспансии.

После потери американских колоний в конце 18-го века (война за независимость США), Англия до 30-х годов 19 века не делала попыток приобретения новых.

Основным интересом был чай, высоко ценившийся в Европе, а также огромные плантации опиума. Из Китая вывозились культурные ценности и драгоценные металлы.

В результате трех опиумных войн Китай был разделен на сферы влияния между Англией, Францией, США и Россией.

Ост-Индийская кампания

Обычная торговая компания, позже превращенная в инструмент управления покоренными территориями, к концу 19 века контролировала почти всю территорию Индии. Сначала были войны с Францией, после победы над ней начался планомерный захват территории, закончившийся к середине века, покорением княжества Пенджаб.

Во второй половине века Англия старалась не столько захватить новые территории, а сохранить уже покоренные. Это было связано с усилением других европейских государств. Также «Большая игра» - борьба между Россией и Англией за контроль над центральной и средней Азией достигла кульминации.

Также происходили колонизация Австралии, Новой Зеландии, был оккупирован Египет.

Подводя итог можно сказать, что именно в 19 веке Англия стала самой большой по площади империей, чье население составляло 20% от мирового, и над которой не заходило солнце.

Совет 2: Какой была внешняя политика России в 19 веке

Внешняя политика в России была довольно напряженной. Век начался с победного шествия Наполеона по Европе, которое Россия сумела остановить. Революционный кризис в Европе дестабилизировал положение всю вторую четверть века. Кровопролитные войны на Востоке во второй половине 19 века были нелегким испытанием для страны. К концу века в мире появились две крупнейшие военные группировки, и Россия играла немалую роль в этих событиях.

Русско-французская война

Начало 19 века ознаменовалось для России непростой войной с Наполеоном. Его нашествие было разрушительным для экономики и функционирования целого ряда городов, но русская армия сумела одержать непростую, но впечатляющую победу в 1812 году. Французская армия обратилась в бегство, после чего Наполеон Бонапарт предпринял попытки собрать новую армию.

По этой причине военный поход был продолжен за пределы России. 18 мая 1814 года в Париже Россией, Австрией и Пруссией был подписан договор, согласно которому Франции были возвращены ее границы до наполеоновских нашествий, а его самого решено было лишить власти. Это привело к укреплению позиций и престижа России на мировой арене.

Учреждение Священного Союза

В 1815 году был создан Священный Союз, который император Александр I подписал 14 сентября. Все монархи Европы также присоединились к этому объединению, кроме Англии. Целью союза было сохранение существующих границ и укрепление монаршей власти в странах.

Присоединение Польши и революционный кризис в Европе

Во второй четверти 19 века случился так называемый революционный подъем (или кризис) в Европейских странах. Национально-освободительные движения заявили о себе, и правителям государств пришлось с ними считаться. Состоялось свержение династии Бурбонов во Франции, за ним последовало восстание в Польше. Революционная опасность, которая исходила от европейских государств, не могла не беспокоить Николая I, взошедшего на престол после Александра I. Он отправил войска в Пользу с целью подавить восстание, командовал русской армией генерал Дибич. Операция была проведена успешно, а Царство Польское в результате стало частью России.

Ситуация на Востоке и Юге от империи

В третьей четверти 19 века основное напряжение переместилось в Восточный регион. В 1877 – 1878 годах состоялась русско-турецкая война, которая была довольно тяжелой, но в результате русская армия освободила Болгарию от турецкого владычества.

Ситуация на Востоке обострялась еще и потому, что Англия стремилась расширять свои границы, претендуя на расположенные на юго-востоке от России на территории. Россия не могла принять такого близкого соседства Англии, поэтому положение было довольно напряженным.

Однако экспансия России на Юг тоже осуществлялась весьма успешно. К середине 19 века удалось присоединить к территории России Казахстан, вскоре состоялись походы в Бухарский эмират, Хивинское и Кокандское княжества. Мерва, чья территория располагалась на границе с Афганистаном, принадлежащим Англии, была захвачена. В 1887 году была закреплена русско-афганская граница, соглашение было составлено между Россией и Англией.

Конец 19 века

В конце 19 века заметно укрепила свои позиции Германия. Был образован Тройственный союз, к нему присоединились следующие страны: Германия, Италия, Австро-Венгрия. Другое, не менее мощное объединение Антанты, в котором состояла Россия, Англия и Франция, было создано, чтобы нейтрализовать влияние Тройственного союза. Тем не менее, это лишь усилило напряженность.
Источники:
  • Колониальная политика Британии до середины 19 века
  • Опиумные войны в Китае
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше