Совет 1: В чем отличия между минором и мажором

Начинающему музыканту различие в строении мажорных и минорных гамм и аккордов становятся понятны не сразу. Между тем знать, как строится гамма или аккорд, необходимо для чтения цифровок и подбора аккомпанемента. Запомнить особенности того и другого вида тональностей нетрудно, нужно просто запомнить чередование интервалов.
Слова «мажор» и «минор» латинского происхождения. Первое в переводе обозначает «большой» или «веселый», второе – «малый» и «грустный». Соответственно, различить виды тональностей можно по звучанию. Произведение, написанное в мажоре, звучит бодро и жизнеутверждающе. Пьеса в миноре – печально. Имейте в виду, что к темпу это не имеет отношения: вещи, написанные в минорных тональностях, могут быть быстрыми, а мажорные – медленными.

Легче всего представить строение мажорной или минорной гамм, если перед глазами есть фортепианная клавиатура. Найдите звук «до». Гамма до-мажор играется только на белых клавишах, а если ее записать, никаких знаков при ключе не будет. Клавиша «до» находится левее группы из двух черных клавиш. Учтите, что на фортепиано расстояние между соседними клавишами, будь они белые или черные, составляет половину тона. Соответственно, между до и ре – тон, между ре и ми – тоже тон, между ми и фа – половина тона. То есть первая часть мажорной гаммы может быть представлена как 2Т-1/2Т.

Точно так же посчитайте вторую часть. От фа до соль – тон, от соль до ля – тон, от ля до си – тон, от си до верхнего до – полтона. Вторая часть в формуле будет выглядеть как 3Т-1/2Т. Соответственно, вся структура мажорной гаммы выглядит как 2Т-1/2Т-3Т-1/2Т. Таким же образом строится и любая другая мажорная гамма. Если между соседними белыми клавишами не то расстояние, которое требуется по структуре – берется черная, вот и все. Есть еще гармонический мажор с повышенной четвертой ступенью, по звучанию он напоминает минор.

Таким же образом можно определите строение минора. Минорная гамма, которая играется на одних белых клавишах, строится от звука ля. Соответствующая клавиша находится в группе, где три черных, между средней черной и правой. От ля до си – тон, между си и до – полтона, между до и ре – тон, ре и ми – тон, ми-фа – полтона, фа-соль – тон, соль-ля – тон. Формула натурального минора выглядит как Т-1/2Т-2Т-1/2Т-2Т. В сборниках гамм вы можете встретить еще гармонический и мелодический миноры. У первого – повышена седьмая ступень, у второго – шестая и седьмая при движении вверх. При движении вниз мелодический минор звучит как натуральный.

Существенные различия имеют мажорные и минорные аккорды. Оба тонических трезвучия состоят из большой и малой терций. Но у мажорного трезвучия большая терция находится внизу, а у малого – наоборот. Например, до-мажорное трезвучие состоит из звуков до, ми и соль. Между до и ми – два тона, между ми и соль – полтора. Если рассмотреть параллельный минор, то тоническое трезвучие выглядит как ля-до-ми, то есть между ля и до – полтора тона, между до и ми – два.

Совет 2: Как записать аккорд нотами

Аккорд – сочетание трех или более звуков, которые располагаются или могут быть расположены по терциям. Существует два основных способа записи аккордов – подробный, но громоздкий нотный и краткий буквенный. Перенос записи из одной системы в другую требует небольшого навыка.
Инструкция
1
Все ноты в буквенной системе обозначаются особым знаком: A – «ля», H (в эстрадной системе B) – «си», C – «до», D – «ре», E – «ми», F – «фа», G – «соль». В классической системе латинской И обозначается нота «си-бемоль», в соответствии с одним из древних звукорядов.Заглавными буквами или с припиской «dur» записываются мажорные аккорды: “Adur” или “A”, “Cdur” или “C”. Минорные аккорды записываются маленькими буквами или имеют приписку “mol”: “a”, “amol”, “Amol”.
2
Знаки альтерации «диез» и «бемоль» обозначаются, соответственно, “is” и “es”: “fis-mol” – фа-диез-минор, “Des dur” – ре-бемоль мажор. Исключения для «ми-бемоля» и «ля-бемоля»: Es, As (буква “e” исчезает).
3
Поставьте в начале нотного стана ключ (скрипичный, басовый, альтовый – по необходимости). Затем на соответствующем месте нотного стана поставьте нижнюю ноту аккорда – в ее честь он назван. К примеру, в ля-миноре нижняя нота – «ля». В скрипичном ключе «ля» первой октавы пишется между второй и третьей линейками снизу.
4
Остальные ноты располагаются на терцию: «до» между средней и второй сверху линейкой, «ми» под верхней линейкой. Расположение через ступень. Обратите внимание, что все ноты располагаются между линейками. В то же время при развернутом написании аккорда пришлось бы дополнительно написать ноту «ля» второй октавы на первой добавочной линейке сверху.
5
Проверьте интервальный состав аккорда. В минорном аккорде нижняя терция малая (полтора тона). Между «ля» и «до» как раз такой интервал. В ля-мажорном аккорде перед «до» пришлось бы поставить знак «диез».Вторая терция в миноре большая (два тона), что соответствует интервалу «до» - «ми». В мажоре эта терция была бы малой («до-диез» - «ми»)
Между крайними нотами («ля» - «ми») чистая квинта (три с половиной тона).
6
Кроме простых мажорных и минорных аккордов используется так называемый малый мажорный септаккорд, обозначаемый большой буквой и семеркой в форме нижнего индекса (к примеру, A7 – малый мажорный септаккорд от «ля»). Он состоит из четырех нот, расположенных по терциям. Интервальный состав такого аккорда: большая терция, малая терция, малая терция. Между крайними малая септима (отсюда и название аккорда). К примеру, от «ля» такой аккорд строится по нотам: «ля», «до-диез», «ми», «соль».
Видео по теме

Совет 3: Чем мажор отличается от минора

Название «мажор» происходит от латинского major, что в переводе означает «большой». Есть и второе значение этого слова – «веселый». Пьесы, написанные в мажорных тональностях, звучат бодро и энергично. В свою очередь, минор получил свое название от латинского термина minor, то есть «малый». Строение мажорных и минорных тональностей различается.
Вам понадобится
  • - клавиатура фортепиано;
  • - таблица гамм, аккордов и арпеджио.
Инструкция
1
Легче всего понять строение мажорной и минорной тональностей, построив ту и другую на фортепианной клавиатуре. Найдите звук «до». Он находится в группе, в которую входит 3 белых и 2 черных клавиши. Это клавиша, расположенная слева от первой черной. Между соседними клавишами, вне зависимости от их цвета, интервал в ½ тона. В тональности до-мажор нет никаких знаков, то есть черные клавиши не используются. Тональность представляет собой звукоряд, начинающийся от звука «до».
2
Посчитайте расстояния между клавишами «до» и «ре». Оно составляет 1 тон (поскольку от «до» до «до-диез» - ½ тона, и столько же от «до-диез» до «ре»). Такой же интервал будет между клавишами «ре» и «ми», а вот между «ми» и «фа» - всего полтона. Что касается группы, где три черных клавиши, то и там расстояния чередуются. Между клавишами «фа» и «соль», «соль» и «ля», «ля» и «си» - по тону, а между «си» и «до» - полтона.
3
Составьте схему мажорной гаммы. Она выглядит как 2Т-1/2Т-2Т-1/2Т. Следуя этой несложной формуле, можно построить мажорную гамму от любого звука, вне зависимости от того, какая клавиша его дает – белая или черная.
4
До-мажорное трезвучие состоит из звуков «до», «ми» и «соль». Это первая, третья и пятая ступени. Если посчитать интервалы между соответствующими клавишами, получится, что между первой и третьей ступенями – большая терция, а между третьей и пятой – малая. Терция обозначается цифрой 3. Аккорд можно тоже записать в виде формулы: 3Б+3М.
5
Параллельной к до-мажору тональностью является ля-минор. Эта гамма тоже играется на одних белых клавишах (хотя есть гармонический и мелодический минор, в первом повышена седьмая ступень, во втором при движении вверх – шестая и седьмая, а вниз гамма играется как натуральная).
6
Посчитав интервалы между разными ступенями звукоряда, вы получите формулу Т-1/2Т-2Т-1/2Т-2Т. Это натуральный минор. Для гармонического и мелодического специальную формулу составлять не надо, достаточно просто повысить на полтона соответствующие ступени.
7
Постройте минорное тоническое трезвучие. В ля-миноре оно будет состоять из звуков «ля», «до» и «ми». Посчитайте интервалы. Первая (нижняя) терция состоит из полутора тонов, то есть она малая. Вторая – большая, в нее входит два тона. Соответственно, формулу минорного аккорда можно представить как 3М+3Б. По сравнению с бодрым и энергичным мажорным аккордом минорный звучит мягко и печально.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше