История одного мошенничества



В конце пятидесятых годов прошлого века американский предприниматель по имени Джеймс Вайкери сообщил об успешном завершении эксперимента над зрителями сети кинотеатров. По словам Вайкери, он использовал специальный прибор тахитоскоп, чтобы добавить в демонстрируемое в кинотеатре изображение дополнительный отдельный кадр с рекламой колы и попкорна. Кадр, якобы, появлялся на экране в течение одной трехтысячной части секунды, поэтому не мог восприниматься сознанием человека, однако на подсознание он действовал, и в результате продажи напитков и воздушной кукурузы в сети кинотеатров существенно выросли.
Живучесть мифа о 25-м кадре можно объяснить рядом причин, в том числе распространенным страхом людей, что ими могут управлять. Кроме того, повышенное внимание к технологии скрытой рекламы было привлечено «желтой прессой».


Джеймс запатентовал технологию так называемой «сублимальной рекламы», предлагая эффективный метод воздействовать на покупателей всем желающим. Естественно, такое открытие не могло не заинтересовать ученых, которые потребовали предоставить им техническую документацию, касающуюся эксперимента. Вайкери, однако, отказался это делать, согласившись, впрочем, на повторное исследование. В 1958 году был произведен показ ленты с дополнительными кадрами, причем в число зрителей входили известные конгрессмены, инженеры, психологи и журналисты. Никаких очевидных эффектов в ходе просмотра видеоряда зафиксировать не удалось. Дальнейшие эксперименты, исследования и обсуждения привели к выводу, что Джеймс Вайкери не более чем обычный мошенник. Сам изобретатель не стал дожидаться решения комиссии и скрылся, опустошив банковский счет. Через 4 года его поймали, и в ходе допроса выяснилось, что весь эксперимент от начала до конца являлся фальсификацией.

Научная точка зрения



Многочисленные исследования психологов и нейрофизиологов дают основания однозначно считать, что эффект скрытой рекламы или 25-го кадра – выдумка. В частности, ошибкой является популярное утверждение, что человеческий мозг не способен воспринимать более 24-х кадров в секунду. На самом деле, многое зависит от четкости краев изображения и его размеров, поэтому комфортное количество кадров варьируется от 20 до 26. Вайкери же вообще утверждал, что демонстрировал рекламный кадр на протяжении одной трехтысячной секунды, а миф о 25-м кадре был придуман намного позднее в России.
Несмотря на многочисленные научные доказательства отсутствия эффекта 25-го кадра, во многих странах, в том числе и в России, существуют законы, направленные на запрет «скрытой рекламы».


По словам ученых, человеческий мозг не способен воспринять так называемую «подсознательную» информацию. Смысл в том, что если человек чего-то не видит, его мозг будет считать, что этой информации к нему не поступало. Кроме того, разум человека автоматически фильтрует информацию, отсеивая малозначимые данные. Естественно, что чем меньше по времени транслируется то или иное сообщение, тем меньше внимания уделяет ему мозг. В результате полученные таким образом сведения быстро забываются. Таким образом, никакого эффекта 25-го кадра просто не существует.