Дело в том, что в зависимости от той группы сверстников, которая становится ценностью в глазах подростка, учеба может или стать одним из главных показателей успешности, или вовсе обесценится. В первом случае никаких дальнейших проблем со школой у ребенка не должно возникнуть. Ведь если для него важно быть в группе успешных школьников, то и он будет стараться соответствовать их уровню.

Обычно это ребята, еще в младшем школьном возрасте увлекшиеся каким-то делом: кружки, секции, школьное самоуправление или самодеятельность. К тому же при наличии подобного сильного увлечения у родителей появляется еще один рычаг воздействия на ребенка. Ведь лишение возможности заниматься любимым делом – одно из самых тяжелых наказаний. Именно ради посещения любимой секции многие ребята готовы сидеть на уроках, внимательно слушая учителя и выполнять домашнюю работу. Пусть и не всегда на отлично, но эти дети обычно стараются в меру своих способностей. А учителя обычно ценят такое старание и ответственное отношение к учебе.


Труднее придется родителям, чьи дети не имеют стойкого увлечения или выбрали то увлечение, которое совсем не нравится родителям. Для начала придется оценить «опасность» увлечения. Если оно не несет угрозы жизни, здоровью ребенка и не связано с противоправными действиями, то не стоит пытаться переломить желание ребенка чем-то заниматься. В конце концов, подросток – тоже человек и он совершенно не обязан полностью соответствовать чьим-то представлениям о нем.

Если же увлечение влечет за собой снижение интереса к учебе и если родителей это беспокоит, то необходимо прежде всего поговорить с ребенком. Поговорить как со взрослым человеком. Спокойно объяснить родительскую точку зрения, обязательно аргументируя ее. Просто желание родителя – не аргумент для подростка. У него ведь тоже есть свои желания. И вполне резонно для него выполнение своих желаний предпочесть желаниям родителей.

В этом сложном возрасте главная задача родителей – не потерять доверие ребенка. Для этого следует слушать его и обязательно слышать. Говорить с ним следует как со взрослым, но и требования предъявлять выше, чем к младшему школьнику.