Совет 1: Что такое соборование

Если о крещении и исповеди слышало большинство русских людей, то о том, что такое соборование, точное представление имеют даже не все верующие. У многих это таинство ассоциируется с причащением на смертном одре. Другие думают, что соборование – своеобразный магический ритуал, после которого больной либо исцелится, либо умрет. Так что же это на самом деле?
Соборование – таинство очищения и прощения грехов, проводимое обычно несколькими священнослужителями. Именно от соборного проведения и пошло такое название – соборование. Чем же отличается это таинство от обычной исповеди, на которой человеку также отпускаются грехи? Дело в том, что исповедь носит более сознательный характер и призвана освободить верующего от тех грехов, которые он за собой замечает и в которых может сознаться перед священнослужителем и Господом. Во время же соборования происходит очищение и от тех грехов, которые человек может совершить невольно и даже не отдавать себе в этом отчета.

Сила соборования очень велика, не случайно оно применяется для облегчения страданий тяжело болящих и умирающих. Разумеется, полное исцеление таинство не гарантирует, на все воля Господа, но часто случается, что после соборования больные начинают чувствовать себя гораздо лучше или вовсе выздоравливают. Не стоит воспринимать это таинство как панацею от всех бед, ведь любая молитва доходит до Господа и обязательно будет им услышана. Сила соборования заключается, прежде всего, в вере самого человека, а не в ритуалах и песнопениях, проводимых в храме.

Собороваться могут как больные, так и совершенно здоровые, ведь очистить свою душу и открыться перед Господом человек может не только в состоянии тяжелого телесного недуга или при смерти. Обычно соборуются раз в год, но если вы ощущаете потребность пройти это таинство дополнительно, не стоит останавливать себя. Для совершения соборования нет определенных сроков или канонов, поэтому, если человек готов к нему и чувствует настоятельную потребность, необходимо собороваться.

Одним из обязательных атрибутов таинства является помазание елеем в знак очищения тела от греха. Священнослужитель мажет соборующихся, читая молитвы. Цикл из чтения писания и помазания повторяется семь раз, после чего верующие прикладываются к евангелию. Масло, оставшееся после завершения церемонии, соборующиеся могут забрать домой, чтобы также совершать им помазание. По церковной традиции этот же елей наливается в гроб усопшим, что символизирует жизнь вечную.

Тяжелобольным боятся таинства соборования не стоит. Бытует суеверие, что собороваться необходимо лишь умирающим и только при приближении чувства скорого конца. Именно по этой причине многие верят, что после соборования дни их будут сочтены. Это представление совершенно ничем не обосновано и полностью неверно. То, сколько отпущено человеку на этом свете, зависит ни от проведения того или иного ритуала, а исключительно от воли Господа. Если ему будет угодно, болящий может и вовсе исцелиться или проживет достаточно долго и после соборования.

Совет 2: Что такое евангелие

Евангелие – греческое слово «евангелион», в переводе означает «радостная, или благая весть». Первоначально это слово означало радостную весть о спасении через Иисуса Христа, его искупительную смерть на кресте за всех грешников.
Через некоторое время после возникновения, понятие Евангелия стало подразумевать повествование о земной жизни Иисусе Христе, записанное в Библии. Все четыре Евангелия, являются каноническими книгами Нового Завета, входящими в Библию. Они описывают чудесное рождение младенца Иисуса, жизнь, служение, деяния, страдания Христа и его воскресение.Евангелия – наиболее важный источник, дающий людям знания об Иисусе. Они содержат его речи, проповеди, притчи, поучительные истории. У каждого из четырех Евангелий свой автор. В Новом Завете эти книги расположены в следующем порядке – Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Среди авторов Евангелий Матфей и Иоанн были учениками и апостолами Иисуса Христа. Марк – был сотрудником Петра, который тоже причислен к апостолам, а Лука – сотрудничал с Павлом, который получил апостольство намного позже других.Несмотря на то, что содержание всех четырех Евангелий описывает одни и те же события из жизни и служения Христа, они разнятся в подаче, стиле, а также аудитории, для которой эти книги предназначались. Каждый автор особенным образом описывает отдельные моменты из жизни Иисуса. И каждый по-своему описывает Христа. В Евангелии от Матфея идет речь о Христе как о Мессии, сыне Авраама и Давида, в котором исполнились все пророчества и обетования. Евангелие от Марка показывает Иисуса Слугой, пришедшим на землю, несмотря на то, что Он был Сыном Божьим. Лука в своем повествовании обращается ко всему человечеству, и потому Иисус у него представлен как Сын Человеческий, сошедший с небес для всех людей. Иоанн описывает не биографические данные о Христе, а свидетельствует о Нем как о предвечном Сыне Небесного Отца, который является Хлебом, Светом, Истиной и Жизнью для всего мира.Первые три Евангелия – от Матфея, Марка и Луки по большей части описывают схожие события из жизни Иисуса. В Евангелии же от Иоанна подача, стиль и содержание заметно разнится с остальными тремя книгами. Но все четыре Евангелия – это короткий рассказ о пришествии на землю Спасителя Иисуса Христа и Его миссии здесь на земле. Все Евангелия рассказывают о смерти Иисуса на кресте, а также о Его воскресении.Заключительные главы всех четырех Евангелий повествуют о том, что воскресший Иисус дал поручение своим ученикам идти и нести спасительную благую весть среди всех народов земли. Каждый человек посредством благой вести и обретением веры в Иисуса имеет спасение для вечной жизни.Книга Деяний Апостолов, следующая за четырьмя Евангелиями, описывает служение и деятельность уже учеников, апостолов Иисуса Христа.
Видео по теме
Источники:
  • Проект "Библия Онлайн"

Совет 3: В чем смысл соборования

В христианской православной традиции существует семь таинств. Это особые священнодействия, необходимые для призывания благодати Святого Духа и освящения человеческой Личности. Основной идеей бытия людей является стремление к святости. Поэтому участие в освящающих человеческую личность таинствах просто необходимо.

Что такое соборование

Существует семь церковных таинств, одним из которых является соборование. В богословской литературе можно встретить и иное название этого священнодействия - елеосвящение. История установления соборования возводит нас ко временам апостолов. В послании Иакова говорится о том, что если кто заболеет, то должен призвать пресвитеров Церкви для молитвы над ним и помазания святым елеем (маслом). В этом утверждается вера и надежда на то, что молитва веры спасет болящего и Господь его исцелит. Получается, что соборование необходимо человеку, как средство помощи при заболеваниях. У каждого есть те или иные болезни серьезные и незначительные, а человек по своей сути стремится к сохранению своего тела.

Многие неправильно считают, что соборуются только перед смертью. Это серьезное заблуждение. Таинсва Церкви не для смерти, а жизни! Часто соборуют больных именно для того, чтобы облегчить их муки и страдания.

Необходимо осознавать, что соборование полезно не только для тела. Так, определяется, что в этом таинстве человеку прощаются забытые грехи. Но не те, которые он запамятовал по лени, а совершенные по неведению или напрочь исчезнувшие из памяти. Происходит очищение души приступающего к этой святыни и на человека нисходит благодать, которая укрепляет и придает духовных сил верующему.

Совет 4: Как проходит таинство соборования

В Православной Церкви существует семь таинств, одним из которых является соборование. В этом таинстве верующим испрашивается божественная благодать, исцеляющая различные недуги телесные и душевные. Также считается, что в таинстве соборования прощаются забытые грехи.

Таинство соборования иначе именуется елеосвящением. Само название елеосвящения указывает на то, что человек освящается от специального елея (растительного масла). Помазание человека святым маслом является главной составляющей таинства.

Чаще всего соборование совершается в храмах во время постов, однако время совершения елеосвящения может быть и другим - совершитель таинства (священник) сам может выбрать время. Исторически таинство соборования совершалось семью или несколькими священниками - происходило соборное служение. Отсюда и такое название таинства.

Начинается соборование обычным чином - молитва "Царю Небесный", трисвятое по Отче наш, "Приидите поклонимся Цареви нашему Богу". Далее читается псалом 142, после которого следует малая ектенья. Иногда псалом и ектенья сокращаются.

После этого поются определенные тропари, читается 50-й псалом, после которого совершается чтение канона о болящих священником. После канона исполняются хором особые стихиры и тропарь о болящих. Затем великая ектенья с особыми прошениями о болящих, молитва священника о болящих и тропари святым целителям. Далее читаются отрывки из Священного Писания Нового Завета (из Апостола и Евангелия). После чтения священных текстов священнослужитель читает определенные две молитвы о болящих. На соборовании принято читать отрывки из Священного Писания семикратно. После возвещения текстов Апостола и Евангелия и происходит помазание. 

После седьмого помазания священником произносится сугубая ектенья, поются стихиры и совершается отпуст.

Также можно отметить, что существует распространенная практика совершения таинства соборования перед одром болящего. Это может быть на дому или в больнице. В таком случае священник может сократить таинство (страха ради смертного). Вычитывается канон и один комплекс отрывков Священного Писания. После этого происходит однократное помазание.

Совет 5: Что такое католичество

Среди приверженцев всех религий особенно выделяются три наиболее многочисленные группы верующих: католики, православные, или, как еще говорят, христиане, и буддисты. Католицизм является ветвью христианства. Значение слова «католик» - «целостность», именно этот постулат лежит в основе католицизма как части христианского верования.

Сегодня католицизм находит своих последователей в различных странах, таких как: Италия, Франция, Чехия, Куба, США и многие другие. Людей, которые придерживаются данной веры, принято называть католиками, такое название они получили от латинского latholicismus – «всеобщий, единый», главою и основателем своей церкви они считают Христа.

Догмы

Для католиков существует две основных истины в вере: Библия, которая являет собою Священное писание, и священные предания. Стоит отметить, что характерными догматами в католицизме принято считать: учения о чистилище, веру в непорочное зачатие Девы Марии, догмат о не грешности главы церкви. Каждый католик обязан знать семь основных таинств, лежащих в основе культа католицизма.

Таинства

Таинство крещения, является одним из самых первых. Католики верят, что через омовение человек очищается от своего первоначального греха, путем омовения освященной водой, начиная с головы.

После крещения происходит процедура миропомазания, обряд этот совершают над детьми, достигшими 7 лет. Эта процедура - символ чистоты полученной после крещения, кстати, у православных эта процедура происходит сразу после крещения, это является еще одной отличительной чертой религиозных традиций католиков.

Следующее таинство называется «причащение» - это обряд с использованием хлеба и вина, символизирующих плоть и кровь сына божьего. Употребляя символическое количество хлеба и вина, человек приобщается к господу, разделяет с ним его долю.

Таинством покаяния в общепринятой форме исповеди является процесс признания своих грехов, раскаяния за совершенные проступки. У католиков в церквях существуют кабинки, разделяющие исповедующегося и священника, так человек может покаяться и остаться не узнанным. У православных исповедь проходит лицом к лицу.

Таинство брака для католика является главным в семейной жизни. Особенностью свадьбы у католиков является венчание и публичные обещания супругов – клятвы. Клятвы приносятся пред ликом божьим, а свидетельствует их священник.

Двумя последними таинствами католиков являются соборование и священство. Отличительной чертой соборования является смазывание тела больного человека специальной священной жидкостью, которая называется елей. Елей это как дар божий, благодать, которая посылается человеку. Священство же заключается в передаче от епископа к священнику особой благодати: католики верят, что священник это образ Христа.

Совет 6: Богослужебные книги: что такое требник

Во время церковного православного богослужения в храмах используются различные книги. Кроме служб суточного круга священнослужители исполняют так называемые требы - определенные последования, совершаемые по нужде человека.

Требником называется книга, в которой собраны чинопоследования таинств, молебных пений, молитв для освящения различных вещей, последования проводов в последний путь умерших. Верующий человек в течение своей жизни испытывает различные потребности, отсюда собрание чинопоследований для нужд христианина, объединенное в одну книгу, и получило такое название.

Православные требники используются преимущественно священником. Именно пресвитеры совершают таинства крещения (молитвы к этому таинству в требнике печатаются первыми), миропомазания, венчания, исповеди, соборования. Каждое православное священнодействие сопутствуется определенными молитвами. Корпус этих молитвословий составляет основную часть требника.

В православной традиции существует много видов молебных последований. В требнике содержатся тексты особых молебнов о болящих, путешествующих, об умножении любви и примерении враждующих, благодарственный молебен. В расширенных требниках печатаются молебны перед началом Нового года, а также "учения отроков". Особое место в требнике занимает последование освящения жилища.

Особую часть в требнике занимают последования, относящиеся к проводам в вечную жизнь умерших. Так, в книге содержатся чины погребения православных мирских христиан (отпевание), печатается текст панихиды.

Кроме распространенных последований, используемых верующими людьми в жизни, в требнике расположены молитвы на освящение разных вещей: икон, нательных крестов, священнических облачений. Можно увидеть в требнике и молитвы на освящение свечей, вербы, различных транспортных средств.

В зависимости от вида требника количество молебных последований и чинов освящения вещей может разниться. 

Видео по теме

Совет 7: Что говорит Библия о соборовании

В христианской православной практике существует семь таинств, участие в которых дарует человеку особую божественную благодать. Соборование является одним из таких священнодействий.

Таинство соборования иначе называют елеосвящением. Такая формулировка обуславливается тем, что во время священнодействия человек помазывается святым елеем (маслом) для исцеления душевных и телесных недугов. Также считается, что в соборовании прощаются забытые грехи.

Обычай помазывать больных елеем известен еще с библейских времен. Апостол и евангелист Марк в своей благой вести повествует о том, что Христос призвал двенадцать апостолов и повелел помазывать больных маслом для исцеления. Это описывается в 6-ой главе Евангелия от Марка. Кроме этого, в Библии есть и еще конкретные указания на помазание больного человека маслом для облегчения телесных недугов. В соборном послании апостола Иакова говорится, что больной человек должен призвать церковных пресвитеров для получения помазания елеем. Ради веры болящего и молитв священнослужителей Господь способен даровать исцеление и здравие нуждающемуся человеку (Иак. 5, 14-15). Таким образом, указание на совершение таинства соборования содержится непосредственно в новозаветных текстах Библии.

Само таинство соборования (точнее его чинопоследование) изменялось на протяжении веков. В библейские времена главными совершителями таинства были святые апостолы. Позднее, когда вера христианская получила большее распространение, елеосвящение производили священники Церкви. Именно об этом и указывает апостол Иаков в своем соборном послании.

Чинопоследование соборования также видоизменялось с первых веков. Приблизительно такое последование, которое и сейчас совершается в православных храмах или на дому, оформилось в XV веке. 

На Руси таинство соборования до XIX века именовалось "последним помазанием". Однако святитель Филарет Дроздов настоял, чтобы такое именование церковного таинства было изъято из употребления по причине несоответствия главной сути священнодействия. Таинство соборования совершалось не только над умирающими, но и просто над больными людьми. Именно такой практики и сейчас придерживается Русская Православная Церковь.

Видео по теме
В чем смысл соборования
Связанная статья
В чем смысл соборования
Источники:
  • как проходит соборование
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше