1. Сосчитать до трех.
Вы уже несколько раз попросили малыша убрать игрушки на место или же напомнили ему о том, что без разрешения ему нельзя включать телевизор, но малыш по-прежнему продолжает вас игнорировать. Как быть? Если ребенок не слушается в какой-то ситуации, вначале нужно его предупредить, что может последовать за его непослушанием. Скажите, что будете считать до трех. Делайте это громко, чтобы привлечь его внимание. Редкие дети могут устоять перед "нажимом" обратного отсчета. При условии, что за вашим предупреждением последует реальное наказание. В идеале оно должно быть адекватным его проступку. И - внимание! - не жульничайте. Если вы продолжите считать до десяти, то можете утратить свой родительский авторитет.

2. Сделать ставку на изобретательность и хорошее настроение.
Чтобы заставить себя слушаться, необязательно использовать принуждение. Юмор, игра, изобретательность иногда могут быть более эффективными, чем прямое требование. Даша в плохом настроении и отказывается притрагиваться к ужину? Превратите это в шутку: "Уходи от Даши, противный суп, ты портишь ей аппетит! А ей нужны силы, чтобы пойти гулять с друзьями". Реагируя на ситуацию: с юмором, вы создаете позитивную атмосферу, в которой ребенок расслабится и захочет принять участие в вашей игре.


3. Говорить шепотом.
Вот еще одно очень эффективное средство, помогающее в тех случаях, когда ребенок находится в перевозбужденном состоянии. Вместо того чтобы отвечать ему на повышенных тонах, обратитесь к нему: спокойно и попросите: "Подойди ко мне, я хочу тебе кое-что сказать". Заинтригованный и немного сбитый с толку малыш успокоится, чтобы послушать, что вы хотите ему сказать. Тогда наклонитесь к нему и про шепчите на ушко: "Знаешь, что у нас сегодня на ужин? Твои любимые макароны с сыром. Поэтому я прошу тебя не есть печенье прямо сейчас". Возможно, этого недостаточно, чтобы отвлечь ребенка от его "идеи фикс", но обстановка уж точно не будет такой напряженной.

4. Делать акцент на хорошее поведение.
Да, пусть малыш не всегда вас слушается. Но все, же бывают моменты, когда он ведет себя как идеальный ребенок! Например, в тот день, когда он собрал свои игрушки самостоятельно, без лишних уговоров. Или когда неожиданно поделился конфетами с братом. Не забывайте отмечать такие поступки и хвалить ребенка. "У тебя в комнате идеальный порядок, ты большой молодец!"; " Как замечательно, что ты отдал половину своих конфет братик. Ты очень добрый, я тобой горжусь». Эти слова не только вызовут у ребенка желание снова повторить свой хороший поступок, но и повысят его самооценку.

Есть и 5 тактик, от которых стоит воздержаться.

1. Пускаться в долгие объяснения.
Лучше ясно и четко сформулировать: просьбу, чем устраивать долгие беседы. Вместо: "Я хочу, чтобы ты поиграл с братиком, потому что он тебя очень любит. Когда тебе самому было три года, ты всегда хотел играть со старшими детьми..." и так далее, просто скажите: "Илюша, покажи брату, как играть в эту игру, и сыграй с ним вместе".

2. Бесконечно повторять свои слова.
Не стоит повторять одно и то же малышу по нескольку раз. Иначе он может решить, что просто не способен понять то, что от него хотят, с первого раза. Кроме того, у него появится привычка реагировать на ваши просьбы только после пятого-шестого напоминания. А это, согласитесь, никому не нужно. Поэтому лучше сказать один раз, а если малыш не слышит, спокойно, без криков, обратить его внимание еще раз на то, о чем вы его просили: "Смотри, твоя пижама лежит на полу. Подними ее, пожалуйста, и отнеси в корзину для белья". Если ребенок по-прежнему не слушается, напомните ему, что может произойти, если он этого не сделает: "Иначе я выключу DVD, и вместо того чтобы смотреть мультфильмы, ты пойдешь в свою комнату". И только в случае если кроха и в этот раз не захочет слушаться вас, переходите к действиям.

3. Угрожать.
За многочисленными воспоминаниями часто следует угрозы: «Я тебя предупреждаю, если ты не уберешь, делали от конструктора, разбросанные по полу, я выброшу его в мусор" или "Если ты сейчас же не вернешься за стол, ты больше ни когда не будешь, есть вместе с гостями". Очень часто мы позволяем себе чрезмерные угрозы, которые на поверку оказываются пустыми. И ребенок быстро это понимает.

4. Делать вид, будто ничего не случилось.
У каждого из нас были ситуации, когда мы пытались замаскировать невежливость ребенка в глазах окружающих объяснениями вроде: "Он целый день провел в детском саду, и ему необходима разрядка. К тому же он еще маленький, ему это простительно". Но это не лучшая тактика, ведь в итоге кроха может подумать, это такое повеление приемлемо, в следующий раз не поймет, почему нельзя обгонять и расталкивать окружающих, чтобы как можно скорее войти в трамвай или вертеться как юла вокруг поручня автобуса.

5. Обвинять.
"Ты плохой", "Прекрати вести себя как маленький", "Ну почему ты всегда такой несносный!". Сколько фраз, пусть даже сказанных без злого умысла, в конечном счете, создают у ребенка впечатление, что он плохой (тогда как на самом деле он всего лишь делает что-то не так, как вы считаете правильным). Поймите: подобные фразы не заставят его изменить свое поведение в лучшую сторону, скорее даже наоборот. Чтобы этого избежать, в следующий раз дайте ребенку понять, что дело не в нем самом, а в том, как он себя ведет: "Отнимать игрушку у брата - не самый лучший поступок".

Поставьте условия выполнения ваших правил. Устанавливать правила - это хорошо! Но если мы хотим, чтобы ребенок увидел в них смысл, надо еще, чтобы они были:

- Ясными. Малыш должен знать, что ему разрешено и что запрещено делать в доме и почему. Например, вы не разрешаете ему самостоятельно брать продукты из холодильника, потому что следите за тем, чтобы его питание было здоровым и сбалансированным.

- Конкретными. Ребенок должен четко понимать, что вы от него ждете. Ваша фраза "ты меня утомил, успокойся!" будет ему не очень понятна. Лучше сказать: "Пожалуйста, не кричи в машине".
Неизменными. Правила не должны меняться в зависимости от вашего настроения или времени суток. Если сегодня вы разрешите ему прыгать на диване в гостиной, а завтра запретите, он этого не поймет.

- Логичными. Вы - образец поведения для вашего малыша. Так покажите ему пример! Если вы заставляете, есть брокколи, а сами складываете ее к краю тарелки, это не логично. Точно так же если вы требуете от ребенка не произносить грубых слов, последите за своей речью.

- Имели последствия. У всех детей время от времени возникает желание перейти границы дозволенного. Поэтому они должны знать, что их поступки обязательно будут иметь последствия. К примеру, если ребенок ест перед телевизорам, это запрещено, заставьте его затем пылесосить диван.
Наказать, но как?

Вы уже трижды испросили ребенка поднять с пола куртку. Но он только бросил на вас вызывающий взгляд и не трогается с места. У вас нет выбора, малыша нужно наказать. Иначе, уверенный в своей безнаказанности, в следующий раз он будет вести себя только хуже. Но будьте осторожны: ни в коем случае не лишайте его прогулок на месяц! "Правильное" наказание должно быть реалистичным, недолгим и легко исполнимым в данный момент. Ребенок отказывается поднимать куртку? Закройте его ненадолго в комнате. Он бросил игрушечный грузовик в голову младшему брату? Заберите у него игрушку.